Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Categories:

ФИЛЬМ "ФРИДА" И ФРИДА КАЛО: ЖИЗНЬ КАК СТИЛЬ

За костюмы к фильму «Фрида» художник по костюмам Джулия Вайс была номинирована на Оскар. Многие другие работы этой художницы нам всем хорошо знакомы:

Robert Duvall Hand And Footprint Reception At The Roosevelt Hotel

- «Она написала убийство»
- «Стальные магнолии»
- «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»
- «Красота по-американски»
- «12 обезьян» (номинация Оскар)

Что касается фильма "Фрида", то Джулия не раз говорила, что было невозможно конкурировать с неповторимым стилем Кало, сама Фрида постаралась за неё и чётко выстроила собственный имидж соответственно тем событиям, которые происходили в её жизни. Д. Вайс только следовала за художницей, бережно восстанавливая по автопортретам и фотографиям костюмы.



Автопортрет Ф. Кало и Сельма Хайек в роли Фриды

Костюм говорит о человеке многое, если не всё. Цвет, фасон, то, как он его носит. Что говорит о Фриде её одежда: экстравагантная, яркая, экзотичная?
Что это – вызов?
Ширма?
Естественное отражение личности художника?
Или изысканная упаковка Фриды была попыткой компенсировать телесные недостатки?

Начнем с самого начала, вспомним жизнь Фриды Кало.
Болезнь полиомиелитом в детстве, как следствие - усохшая нога, обидные прозвища, которые ей давали другие ребята. Но маленькая девочка не сдавалась, она назло физическим недугам занималась спортом, старалась игнорировать клички и вырабатывала борцовский характер.



Дальше были учёба в медицинском институте и встреча с Диего Риверой. Потом –страшная авария, год болезни, когда Фрида была прикована к кровати, и возникший интерес к живописи.
Вот с этого момента и начинается поиск себя и своего стиля.

Вглядитесь в её лицо: прямой жёсткий взгляд, упрямо вздёрнутый подборок, плотно сжатые губы. Ни на одной картине вы не увидите расслабленного лица, открытой улыбки. Но это маска не страдания, а стоицизма.





фото и автопортрет

Мне кажется, чтобы понять Фриду, надо помнить, что после той аварии она ВСЕГДА испытывала боль! Она не отпускала её ни на минуту. Всё, что делала художница, накладывалось на эту боль: творчество, любовь, секс. Это раскололо её личность надвое. Она часто рисовала себя со стороны, иногда даже два автопортрета на одном полотне, как на этой картине «Две Фриды».



картина Ф. Кало "Две Фриды"

Противоречивость была заложена в Фриде от рождения. Народная мексиканская художница имела отца - еврея и мать наполовину испанку, наполовину мексиканку (забавно, что роль Фриды в фильме сыграла С. Хайек, тоже полукровка: мексиканка с арабской кровью). Родившаяся и прожившая жизнь в Мехико, она носила костюм другой области Мексики, к которой не имела никакого отношения. Хайек имеет на этот костюм больше прав, чем сама Кало. "Моя мать и бабушка родились и выросли в районе Техуана. Когда я снялась в своем первом фильме - это был мексиканский фильм, еще до Desperado - мы приехали на Берлинский кинофестиваль, и я решила надеть платье, принадлежавшее моей бабушке. Все решили, что я сумасшедшая". Всегда испытывающая боль, Фрида Кало своими поступками, любовью к жизни, яркими нарядами создавала иллюзию цветущей, здоровой женщины.

Вероятная бисексуальность, явное присутствие мужских гормонов (усики), переодевания в мужской костюм в мрачные периоды своей жизни и – невероятная женственность национальных нарядов в период восстановления отношений с Риверой.



плакат к фильму "Фрида"

«Я одевалась, бывало, как мальчишка, в брюки, ботинки и кожаную куртку, стригла волосы, но когда шла, чтобы увидеться с Диего, надевала костюм женщины - теуаны», - вспоминала в своём дневнике Фрида Кало.



фото Фриды и кадр из фильмав мужском костюме

Она и позже не раз надевала брюки, чтобы скрыть изуродованную ногу, но делала образ женственнее и мягче.





фото художницы

Как натура творческая, она искала свой, уникальный, неповторимый образ. Во времена сильного увлечения коммунистическими идеями, еще до свадьбы, она подражала стилю революционерки Тины Мондотти, носила красные революционные блузки, галстуки, узкие юбки и кепки. Подчеркивая тем самым равенство с мужчинами, товарищами по партии.



кадр из фильма и фото Фриды







Кадр из фильма и такой изобразил Ривера Фриду на своей фреске. Справа – Тина Мондотти на той же фреске с пулеметной лентой в руках.

Но самый главный мужчина в ее жизни Диего Ривера мечтал видеть её совсем другой. Она постепенно шла к тому образу, который теперь широко известен как стиль Фриды Кало.



Идея одеть Фриду в национальный костюм принадлежала Ривере, он считал, что мексиканские женщины не должны перенимать американские буржуазные привычки. Конечно, это происходило не против её воли, она и сама всегда старалась как-то нарядить, украсить своё бедное, измученное тело, и, даже когда месяцами вынуждена была лежать в кровати в ортопедическом корсете, расписывала его бабочками, а позже - коммунистической символикой.



кадр из фильма



фото Фриды, демонстрирующей свой корсет; фото гипсового корсета Ф. Кало

Впервые Фрида появилась в национальном костюме на своей свадьбе с Риверой, одолжив платье у служанки. Но постепенно, этот стиль эволюционировал. Сначала были скромные, однотонные, длинные платья с оборками, прилегающим лифом и минимумом отделки. Единственная броская деталь – это крупные этнические украшения, к которым она всю жизнь была неравнодушна.



фото Фриды и Риверы



автопортрет 1929 год; кадр из фильма



автопортрет; кадр из фильма

Эта лаконичность нарядов выигрышно оттеняла её молодость, нежность, женственность, влюбленность.



С годами у Фриды появилось множество нарядов в индейском стиле, с любовью выполненных местными мастерицами. В «голубом доме» они выставлены в большом стеклянном шкафу - как драгоценная коллекция произведений народного творчества. Когда С. Хайек встречалась с родными Ф. Кало, те разрешили ей померить одно из платьев художницы, и, оказалось, что их размеры совпадают.



экспонаты музея Ф. Кало её одежда



из музея Ф. Кало, её костюм и обувь

На 30 - 40-е года ХХ века приходится расцвет карьеры Кало, к этому моменту у неё уже развилось прекрасное чувство цвета, композиции, её костюм становится сложнее по цветовым сочетаниям и отделкам.



Frida Kahlo and Pet Hawk

кадр из фильма, фото Ф. Кало

Появляется активный цвет, интересная дробность. Открытые, контрастные цвета, живые цветы в волосах, тщательно подобранные украшения говорят нам о внутренней жизнерадостности Фриды. Люди, общавшиеся с ней, вспоминают, что она любила шутить, смеяться. «Нет ничего ценнее смеха. Сила в том, чтобы, смеясь, облегчать себе душу. Трагедия – одна из смехотворных вещей», - писала она в дневнике.



кадр из фильма, фото Фриды

К тому же, эти сочные цвета прекрасно подчеркивали её сексуальность и женскую состоятельность, они чудесно гармонировали с её смуглым цветом кожи, темными волосами и карими глазами.
А всю свою боль и разочарование, грусть Фрида доверила картинам.



картина Ф. Кало "Раненый олень"

В нарядах Фриды присутствует нечто царственное. Представьте себе: вы затянуты в корсет, у вас ровная спина, расправленные плечи, длинные юбки, а волосы на голове туго стянуты и уложены на макушке в тяжелый, сложный узел, в который вплетены ленты и цветы... Это тоже диктует определенную осанку и манеру поведения.



Таким образом, Фрида боролась с собой, своей слабостью и болезненностью. Словно она хотела прогнать яркими красивыми тряпочками смерть, обмануть себя и окружающих, создать впечатление благополучия, здоровья и радости. Разве глядя на женщину-праздник можно думать о её скорой кончине?

Тут еще необходимо помнить о мексиканской культурной традиции. В Латинской Америке смерть со времен ацтеков воспринимается несколько иначе, чем в Европе. Октавио Пас написал, что «мексиканец, вместо того чтобы бояться смерти, ищет ее общества, дразнит ее, заигрывает с нею... это его любимая игрушка и непреходящая любовь».
В Мексике ежегодно празднуют Мексиканский День Мертвых - это вполне светлый и теплый семейный праздник, проходящий ежегодно 1-2 ноября, когда живые вспоминают о своих почивших родственниках и дают им шанс вернуться на время в лоно семьи. В этот день дарятся подарки, устраиваются костюмированные шествия и веселые пиры. Юных мексиканцев в этот период положено одаривать марципановыми гробами и скелетами из белого шоколада. Популярны также танцующие скелеты -марионетки, гробики с сюрпризом, сделанные по принципу чертик-из-табакерки, и смеющиеся игрушечные черепа "calacas", на лбу у которых написаны имена - мужские и женские.




игрушки и серьги



Ф. Кало с сахарным черепом, сахарные черепа

Но вернемся к народному костюму. За образец Фрида Кало берет женский костюм, который нравился Ривере, жительниц перешейка Теуантепек в Оахаке.



фрагмент фрески Д. Ривера

Это самый красочный женский костюм в Мексике. Фриду привлекали рассказы о том, что в древние времена там был матриархат, женщины вели торговлю, собирали налоги и главенствовали над мужчинами.
К тому же, выбор этого костюма был еще вызван тем, что под широкие блузы было удобно прятать корсет, а под длинные юбки – больную ногу.



автопортрет Ф. Кало и блузка из этнографического музея г. Мехико







картина Ф. Кало, народная блузка, кадр из фильма

Один из распространенных орнаментов костюма Теуантепек – это ромбы. Этот орнамент известен еще со времен майя. Ромб –  узор вселенной. В центре ромба часто изображали бабочку, символ солнца и центра космоса майя.



Такие вышитые блузы можно и сейчас купить на рынке в Мехико. Собственно, большую часть из 50 костюмов, что носит С. Хайек в фильме, купили там.



И сегодня мексиканские женщины носят такие костюмы.



Еще один очень популярный мотив для вышивки костюмов жительниц Теуантепека – это огромные розы или листья.



блузка в развёрнутом виде, кадр из фильма

Первые юбки индейских женщин выглядели как кусок ткани, обернутый вокруг тела. Позже, с приходом испанцев, стали популярны привозные ткани, из которых делали юбки, присборенные у талии. Но ткани были очень узкими, поэтому к подолу пришивали дополнительные полосы белого или желтого цвета.



фото из музея этнографии и юбки из музея Ф. Кало, принадлежавшие художнице

Часто надевали несколько юбок одну на другую. Говорят, Фрида вышивала свои подъюбники всякими грубыми, мексиканскими непристойностями. В этом мне видится элемент её насмешки над смертью.



фото из музея Ф. Кало

Очень популярны в народном костюме были фартуки. Их до сих пор можно встретить на женщинах во многих областях Мексики - они носят их, как часть традиционного костюма.



фото Ф. Кало в национальной одежде Тихуаны, автопортрет

Тут мы видим весьма необычный головной убор, сделанный в форме платья ребенка.



фото из мексиканского музея этнографии

Существует такое предположение, что индейские женщины нашли детские кружевные платья на судне, потерпевшем кораблекрушение, и, не зная, что это и для чего, надели на головы. Сегодня такой головной убор тоже можно встретить на местных жительницах которые идут в церковь: с оборкой вокруг горловины и с двумя крошечными рукавами.

Фрида носила костюмы и других районов Мексики.



На Фриде блуза, популярная у женщин города Ялалаг Сапотекского региона.

С ухудшением здоровья ленты, цветы, драгоценности, кружева становились все пестрее и вычурнее. В последние дни, когда художнице было даже тяжело поднимать руки, она просила сестру или подругу, чтобы те её причесывали и украшали цветами.





В добавление к экзотическим костюмам, Фрида придумывала себе и прически. Зная, как Ривера любит её длинные волосы, она не раз обрезала их после ссор с ним. Словно, вместе с локонами она отсекала свою привязанность к мужу. Такой момент саморазрушения запечатлен на оной из ее картин, написанной после развода.



фото сделанное в 1934 году, после измены Риверы с сестрой Фриды






автопортрет с обрезанными волосами, написанный после развода; кадр из фильма

В первое время после свадьбы причёска её была простой и скромной: две косы, собранные сзади «корзиночкой» или связанные на макушке. Именно такая прическа подходила к простым, незамысловатым платьям той поры.



фото Ф. Кало; кадр из фильма

С возрастом, Фрида стала делать более сложные прически, украшая их лентами и цветами. Иногда она подражала мексиканкам, иногда придумывала сама. Порой корона из переплетенных цветов и волос становилась гротескно высокой. Словно, Кало пыталась скрыть за всей этой цветочной ширмой свою уже с трудом переносимую боль (она сделала огромное количество операций на позвоночнике и не одна из них не была удачной).



постер к фильму "Фрида" и фото самой художницы

С первых дней брака Ривера задаривал жену украшениями, которые та очень любила. Одно такое ожерелье племянница Фриды подарила актрисе Сельме Хайек за то, что она так точно и ярко раскрыла образ художницы.

vvv

Сельма на премьере фильма в колье Ф. Кало.



украшения Фриды из её музея

Одними из самых любимых у художницы были замысловатые серьги в колониальном стиле, наподобие тех, что подарил ей Пикассо в 1939 году. Такие «руки» древние майя делали в качестве оберега.



автопортрет Фриды с сережкой, подаренной Пикассо; постер к фильму




фото Фриды; серьги - амулеты

Пальцы Фриды всегда были унизаны большим количеством колец, которые та постоянно меняла.



кольца Фриды из её музея

Впервые, стиль Фриды Кало произвел фурор в Париже в 1939 году, когда она приехала на открытие выставки «Мексика». Вскоре выходит журнал «Вог» с фотографией самобытной художницы в мексиканском наряде на обложке.



фото, сделанное для "Вог" и кадр из фильма

Ею заинтересовалась дизайнер Эльза Скиапарелли, которая, вдохновившись стилем Фриды, создала платье «Мадам Ривера» и духи Shocking



Фрида виртуозно изобрела свой индивидуальный, неповторимый стиль, которым выразила творческое «я» и отгородилась от боли. И эту ее суть изумительно расскрывает эпизод фильма, когда Фрида с мужем и Троцкими стоят на пирамиде - она в своём алом, невероятном наряде на фоне потрескавшихся серых плит и бежевых одежд спутников, словно хрупкий нежный цветок пробившийся сквозь камни и храбро противостоящий природным катаклизмам.



кадр из фильма

Ссылки:

интересные факты о съемках фильма
фото национальных мексиканских костюмов
скачать саундтрек


Tags: голливудские художники по костюмам, индивидуальный стиль, мода и кино, художники по костюмам
Subscribe

Posts from This Journal “голливудские художники по костюмам” Tag

Comments for this post were disabled by the author

Posts from This Journal “голливудские художники по костюмам” Tag