Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Categories:

Фильм "Мешок без дна". Платье Рассказчицы: миф и реальность.

Кинокостюм - это не просто одежда, его главная задача - помочь исполнителю роли глубоко прочувствовать своего персонажа, стать им, погрузиться в его миры. Поэтому иногда в актерских воспоминаниях костюмы обрастают мифическими историями. Чаще всего это бывает связано с проектами режиссеров-визуалистов, которые так хитро сплетают свои киноинтриги, что актеры и вне съемочной площадки продолжают находиться под их магическим воздействием.





Вот и актриса Светлана Немоляева, сыгравшая в фильме у Рустама Хамдамова "Мешок без дна" сказочницу-рассказчицу, так вжилась в роль, что со временем, костюм, созданный (и сшитый с двумя примерками!) художником по костюмам Дмитрием Андреевым, она стала воспринимать как старинный, подлинный:

"Он [Хамдамов] такой дотошный, когда я играла в платье с корсетом, он требовал от меня талию. Я задыхалась, мне было тяжело, меня затягивали, как черт знает что… старым корсетом девятнадцатого века. И чулки на мне были надеты старинные, которые были все в дырах, и после каждой съемки их зашивали. Нижнее белье из батиста. Таких материй сейчас нет. Я говорю, зачем? Юбка длинная сверху, потом платье, потом стеклярус, не видно же ничего. Нет, это должно быть так, как есть. Мне даже жалко было. Это же музейные вещи. Все антикварное, все старинное. Также он мне нашел этот салоп старинный бархатный, эту шляпу, кружева  черные".(Взято отсюда http://www.teatral-online.ru/news/25109/)




На фото: художник по костюмам Дмитрий Андреев (слева), режиссер Рустам Хамдамов (по центру) и актриса Светлана Немоляева на съемках фильма "Мешок без дна". Из архива Д. Андреева


Вот так костюм воспринимает актриса.

А теперь рассказ художника по костюмам.

"Платье Рассказчицы "брезжило" еще в начале подготовки к фильму... Рустам без устали рисовал женские турнюрные  силуэты по стилю явно относящиеся к середине 80х годов 19-го века. На голове у дам был водружен неизменный  миниатюрный колпак, а грудь порой украшали либо большие пуговицы, либо помпоны, а шею опоясывала бархатка. Рустам нам постоянно твердил: "женщины в это время были все до единой похожи на клоунесс!" Общее направление я уловил. Тем более что подобный силуэт  мелькнул в фильме "Бриллианты. Воровство". По крайней мере бархатки на шее балерин "Дега" уже сыграли свою визуальную роль.
Теперь  осталось только воплотить режиссёрский замысел. Начну с того, что фильм был определён, как черно-белый. Следовательно, в костюме активно должна работать фактура. Я предложил Рустаму чёрно-серую гамму самого платья. Мы с Владимиром Никифоровым привезли из Испании чудную натуральную тафту серого стального оттенка. В московском винтажном  магазине случайно нашелся изумительный фрагмент старинного платья (скорей всего это был трен). По черному хлопковому тюлю шитье бисером и пайетками. Это фрагмент, собственно, и определил фасон самого будущего платья. Мы утвердили ткани и фактуры с режиссёром, и я приступил к изготовлению. Шил сам. Иногда некоторые костюмы изготавливаю сам. Мне интересно. Или порой сам не знаешь, к какому итогу придешь во время шитья. Не всякому портному можно доверить подобный "поиск".




Платье Рассказчицы на стадии изготовления. Здесь корсет подлинный, а на актрису в фильме надевали корсет сшитый в наше время по старинным технологиям. Из архива Д. Андреева


Платье шилось с 2-х примерок. Актрису Светлану Немоляеву люблю давно, и уважаю, как Актрису. С большим трепетом и удовольствием мы с ней  обсудили все тонкости фасона.




Платье Рассказчицы на стадии изготовления. Из архива Д. Андреева





Я уговорил надеть под платье полагающийся корсет, правильное антикварное нижнее белье. Турнюр изготовил по индивидуальным меркам Антон Приймак, известный коллекционер нижнего белья 19-го-20-го веков.

Корсет не был специально сшит на актрису, был отобран из моей небольшой коллекции сшитых мною корсетов задолго до... Надо отметить, актриса безоговорочно приняла все тяготы ношения корсета и мужественно терпела до конца сьемок это "орудие пыток".

Изящные винтажные митенки, мизерный шелковый колпачок с эгреткой  из перьев цапли и сшитые специально для актрисы туфельки дополнили гардероб Рассказчицы.





Антон Приймак любезно согласился изготовить также и черную тафтяную юбку с оборками. Эта юбка во время сьемок периодически элегантно выглядывала из-под  длинного трена платья.




Фото платья Рассказчицы с выставки художника по костюмам Дмитрия Андреева "Закройщик снов". Музей кино. Фото моё


Чулки мы купили в специальном магазине современных чулочных изделий. Рисунок и вязка очень напоминали изделия прошлой эпохи. Но это были современные чулки.
Муфту изготовили специально. Рустам настаивал на изысканной миниатюрной муфте. Размеры ее были соблюдены в точности.



Фото фрагмента платья Рассказчицы с выставки художника по костюмам Дмитрия Андреева "Закройщик снов". Музей кино. Фото моё


Фрейлинскую ленту и орденскую звезду мне для съёмок любезно предоставили во временное пользование мои бывшие педагоги Школы-Студии МХАТ. Эта лента некоторое время назад была изготовлена для венчального платья юной принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины Второй). Студенты изготовили копию платья, хранящегося в коллекции Кремля. Сам подлинник самого платья и ленты можно увидеть на экспозиции в Оружейной Палате.




Фрагмент копии платья принцессы Ангальт-Цербстской (будущей Екатерины Второй), созданного студентами Школы-Студии МХАТ. Фото мое





Режиссёр попросил для некоторых сцен изготовить легкий шелковый плащ с капюшоном и белый  меховой палантин.
Бахтиер Балтабаев подарил Рустаму чудную вещицу - брошь в виде полумесяца. Ее мы прикрепили к колпачку, венчавшему прическу героини.

Надо отметить, что, не смотря на все неудобства костюма (корсет, турнюр, каблуки) Светлана Владимировна Немоляева весьма изысканно и грациозно преподносила костюм. Однажды умудрилась даже сделать высокий батман лежа на полу в этом костюме.
Митенки, в силу своего почтенного возраста  постоянно давали "новую трещину", мы их исправно штопали. И так изо дня в день)

В какой-то момент актриса попросила не надевать антикварные панталоны... в силу их такого же почтенного возраста...
В сцене, когда Рассказчица идет по снегу на лыжах, было использовано пальто, изготовленное много лет назад. Шляпку я сочинил накануне, перед сьемкой, из винтажной шляпной искусственной соломки и дополнил двумя крылышками сойки.
Дабы не намочить и не повредить дорогое платье героини, под длинное пальто мы поддели простую турнюрную юбку также из нашего гардероба. Ее практически не было видно...





Кстати, на выставке была представлена не та шляпа, а другая. Та, что отверг Рустам. Я изготовил для него 2 варианта на выбор. Мне больше нравится мой вариант, но он выбрал более экстравагантный. Но я храню оба)))

Камисоль была также взята из нашего подбора. Она была когда-то сшита для Татьяны Лавровой для фильма "Превращение".
Примечание. Антон сшил НИЖНЮЮ тафтяную юбку!!! Рустам придирчив к мелочам (впрочем, как и я), и мы решили сделать акцент на всех деталях нижнего белья, без исключения"





Как вы видите, старинного в костюме было немного, да и не там, где говорит актриса)) А почему ей вспоминается именно так? Потому что свой костюм теперь она воспринимает как часть истории и образа Рассказчицы - гармоничного и завершенного, сотканного из флера давно ушедшей эпохи, где дамы шуршали нижними тафтяными юбками и задыхались в тесных корсетах... И, конечно, в ее восприятии, этот образ целиком принадлежит XIX веку!

А мы скажем "браво" Дмитрию Андрееву, который так помог актрисе проникнуться этим духом эпохи!


Еще один мой пост про Д. Андреева и костюмы к фильму "Мешок без дна" https://la-gatta-ciara.livejournal.com/225249.html

Tags: Д. Андреев, Рустам Хамдамов, костюм в деталях, российские художники по костюмам, российское кино
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author