Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Моретто. Украшение для Дездемоны

Не знаю, заметили ли вы, что из каждого своего путешествия в Италию я привожу вам в подарок интересную историю?) В прошлом году это были рассказы о ренессансном пеленании младенцев и платье-водопаде, которые мне навеяла любимая Флоренция. В марте этого года я побывала в Венеции, поэтому и тема поста сегодня сооответствующая.

Туристы любят Венецию. Удивительный город очаровывает сразу и навсегда. Женщинам трудно гулять по его узким улочкам, не притормаживая у ярких витрин с украшениями из серебра и муранского стекла, в которых, как на мозаиках базилики Сан-Марко дрожит и переливается яркими искрами солнце. Прекрасных стеклянных бусин я накупила в прошлые посещения Светлейшей, в этот раз меня манило другое, совершенно определенное украшение под названием "моретто" ("moretto").




Фото Gioielleria Dogale Venezia


"Моро" - так называли раньше на побережье Адриатики пиратов - сарацин, которые совершали набеги на побережье Далмации. Поэтому жители побережья носили амулеты и талисманы (чаще всего, серьги) из золота, украшенные черно-белой эмалью и называли их "моретто". Эти украшения также приносились в дар церкви в знак признательности за спасение от мародеров.



Старинные серьги в стиле "моретто"


С возникновением моретто связана фиумская легенда, в которой рассказывается о временах татарского нашествия 1242 года на Далмацию, когда жители города Риеки (по-итальянски "Фиуме"), не в силах больше сопротивляться, взмолились небу о помощи. Бог услышал их молитвы и на землю обрушился град из камней, который завалил татар по шею булыжниками, оставив торчащими только головы. Легенда гласит, что на память об этом невероятном событии, для женщин были изготовлены золотые серьги в форме черной головы.




Серьги "моретто" в старинном стиле


Такие серьги впоследствии носили не только женщины, но и рыбаки, и моряки Далмации. Эти украшения выступали в качестве оберега - защищали и отгоняли злые силы. К тому же, их можно было продать в случае необходимости или кораблекрушении, чтобы вернуться домой.




Современный вариант старинных фиумских моретто


Из Далмации моретто прибыл в Венецию, но сильно трансформировался, превратившись из скромного амулета в предмет показной роскоши.


Венецианские серьги - моретто, XVIII век


Во времена Ренессанса из-за активных торговых и культурных связей с Востоком в Венеции появилась мода на экзотику. Богатые патриции не только шили свою одежду из роскошных восточных тканей, но и окружали себя чернокожими слугами в замысловатых нарядах. В Венеции на их изображения натыкаешься повсюду на картинах Карпаччо, Веронезе, Беллини, Тинторетто, Тициана и т. д.




Фрагмент картины В. Карпаччо из собрания венецианской Галерее Академии. Фото мое




Фрагмент картины П. Веронезе "Пир в доме Левия" в той же Галерее Академии


Моретто в Венеции - уже не простенький оберег, а изысканное украшение. Через миниатюрный бюст чернокожего пирата, ставшего рабом он демонстрирует величие города. Сами головки делают из черного дерева, вырезаются из полудрагоценных камней, отливаются из золота и серебра, покрываются эмалью, украшаются драгоценными камнями и жемчугом, имеют значительные размеры и предназначаются для богатой аристократии.





Blackamoor Necklace, 18th C, Hartley Brown


Бюстик в таких моретто не имеет четкой этнической принадлежности, скорее, это собирательный образ чернокожего мужчины, африканца или араба.




Старинная булавка для галстука. Музей прикладного искусства в Падуе. Фото мое


В девятнадцатом веке моретто стали более сложными и принимали различные формы (кольца, браслеты, подвески, броши, декоративные столовые приборы и т. д.). Женщины в трауре предпочитали простые формы черных моретто, без украшений, все остальные броши и серьги украшались кораллами и другими камнями, менялись количество и размер головок.



Moretto in calcedonio, oro e perle naturali. Italia prima meta '800




Paio di antichi e rari orecchini in oro giallo con cammei raffiguranti moretti. Italia, XIX secolo.


Итак, существуют две разновидности украшений моретто: венецианские (Moretto veneziano) и фиумские (Moretto fiumano).

Фиумские (по имени города Фиуме или Риеке) изначально были созданы как простые серьги, широко распространенные среди людей, как амулет, счастливый шарм, символ принадлежности к фиумской общине. Такие моретто бывают небольшого размера (по сравнению с венецианскими), и производятся исключительно из металла. Иногда их украшают гранатами и рубинами, кораллами. Используют белую, черную и зеленую эмали.



Венецианские моретто - это большие и богато украшенные украшения, предназначенные для избранной клиентуры.






Брошь от "Нарди"





Серьги от "Нарди"


Они и сегодня стоят очень дорого, особенно моретто от ювелирных фирм "Картье" и "Нарди". Известный редактор журнала "Vogue" Диана Вриланд коллекционировала броши - моретто





Была такая брошь от Картье у Марджори Мерривезер Пост.



Cartier, Paris. Коллекция Marjorie Merriweather Post. Продана на аукционе Sotheby's за $15,860 https://www.sothebysaustralia.com.au/list/AU0808/108


Брошь от "Нарди"


По тому, как сегодня роскошно украшают венецианские моретто, трудно предположить, что на брошах изображен раб - скорее, это богатый мавр Отелло) Такой портрет могла прикалывать к своему платью Дездемона во время отсутствия любимого мужа. К слову, эта трагедия Уильяма Шекспира была основана на рассказе Джамбаттисты Джиральди Чинцио (ученика Боккаччо) "Мавританский капитан" (опубликована в 1565 году).




Фото из фильма "Отелло" О. Уэллса (он же в главной роли). На мой взгляд, это один из самых красивых черно-белых фильмов)


Брошь и серьги от "Нарди"





Брошь от "Нарди"



Брошь от "Нарди"


Джулио Нарди, основатель фирмы "Nardi" начал делать украшения в стиле моретто в начале 20-х.



Брошь от "Нарди" с секретом



Сегодня моретто от "Нарди" являются объектами коллекционирования. Такие броши носили Лиз Тейлор, Грейс Келли, члены королевских семей Испании, Греции и Англии.




Грейс Келли


Именно из-за представителя британского королевского дома недавно в прессе разгорелся скандал, когда фотографы запечатлели принцессу Майкл Кентскую с брошью "моретто" от "Нарди", направляющуюся на рождественский ужин, который устраивала королева.





Журналисты радостно уловили в броши намек на смешанную кровь будущей невестки Меган Маркл (ее мать афро-американка) и раздули истерию, будто принцесса хотела таким образом унизить Меган. Вспомнили и отца Марии Кристины, служившего в СС. За брошь и принцессу публично вступился Альберто Нарди, который объяснил, что украшение давно не несет в себе никакого шовинистического подтекста, ведь не обижаемся мы на Шекспира и не пикетируем театры за то, что чернокожий мужчина выставлен убийцей?
Хотя, все еще впереди…




А вот бывший директор Музея африканской диаспоры Сан-Франциско Дениз Брэдли Тисон коллекционирует моретто и с удовольствием носит их сама: «Каждый раз, когда я их надеваю, - говорит она, - они всегда вызывают вопросы и дают мне возможность рассказать об истории мавров»

Так что, история остается историей, красивые украшения - красивыми украшениями, и прекрасно, если у них есть своя история)


Мои посты на похожую тему:

Археологическое Возрождение: от XIX века до наших дней https://la-gatta-ciara.livejournal.com/335596.html

Микромозаика XIX века: "Из Италии с любовью!" https://la-gatta-ciara.livejournal.com/234379.html

Украшения из кораллов в XIX веке.https://la-gatta-ciara.livejournal.com/212566.html

Tags: Италия, дамские мелочи, история красоты, украшения, ювелирное искусство
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author