Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Categories:

Марля и "бабушкина тряпка" в костюмах "Медеи".

Из чего только не делаются костюмы! Для раскрытия образа персонажа (а о другом при создании кино-костюмов речь не идет, поскольку кино - это искусство образов) фактура текстиля не менее важна, чем фасон и цвет костюма. Помните мой рассказ об ателье "Фарани" и художнике по костюмам Данило Донати? Фетр, кокосовое волокно - все шло в ход при работе над костюмами для фильмов Пазолини. Ну и конечно, успешно использовались марля и cencio di nonna ("бабушкина тряпка").
Авторство же "открытия" этих тканей для пошива театральных и кино - костюмов принадлежит другому творческому дуэту "Този - Тирелли", и начиналось все с фильма "Медея".





Из воспоминаний Умберто Тирелли:

"Примеряем костюмы. Я подкалываю, подгоняю, подрезаю. Пьеро Този, художник по костюмам, трясется от страха. Гробовая тишина. Мария Каллас смотрит в зеркало и вдруг заявляет: "Итак, я - Медея!". Този не верит своим ушам. Пока в ателье делали костюмы, он постоянно мне твердил: "Представляешь, придет Мария и наденет эти тряпки. Она думает делать Медею завернутой в атлас, а должна будет ходить в "бабушкиных тряпках"!"




После примерки костюмов Медеи. Слева направо: Пьеро Този, Мария Каллас и Умберто Тирелли.


Это, и правда, были сознательно взятые "тряпки".




Cencio di nonna (иногда пишут "cencio della nonna") - хлопковая ткань полотняного переплетения, похожая на разреженный ситец. Сегодня чаще всего используется для вышивания.


Идея принадлежала Този, которому Пазолини доверил создание костюмов для "Медеи". Риск заключался в том, что они отступили от обычных туник и стереотипов эллинизма, не стали пережевывать очевидное. Историзм [в костюмах] можно создать тканью или методом работы. Но какая это должна быть ткань? "Бабушкина тряпка" -  дешевая ткань, которую обойщики используют для обивки низа диванов. "Ченчио ди нонна" и больничная марля покупались нами километрами. Никто никогда раньше не использовал такой бедный материал для пошива платьев. Мы были первыми, с тех пор cencio di nonna вошла с триумфом в мир моды, не только в театр, но и в крупнейшие ателье и pret-a-porter".




Костюм Ясона. Туника оранжевого цвета и различных оттенков розового из ткани cencio di nonna на подкладке, вся плиссировка ручной работы. Большой плащ тоже из cencio di nonna ("бабушкиной тряпки") и подкладки. Фото мое, информация взята:  http://www.europeanafashion.eu/record/a/4d3856a0c3a4f39cb1e0a7e511eca7d4eb99551f44e735e8e6b525c2acdd010d




Фрагмент костюма




Фрагмент костюма


Продолжает вспоминать работу над "Медеей" художник по костюмам Пьеро Този:

"Пазолини лишь задал мне линию: "Хочу, - сказал он мне, - коллаж из более древних вещей, более далеких культур дальних времен и  разных народных традиций". Но это было слишком обобщенное указание.




Шумерская богиня




Рисунок П. Този. Отец Медеи.





Национальный костюм Сардинии




Кадр из фильма "Медея"




Деталь финикийского саркофага. https://it.wikipedia.org/wiki/Fenici




Кадр из фильма "Медея"




Национальный костюм женщин из Ла-Альберки (муниципалитет в Испании, входит в провинцию Саламанка)



Фото 1940-х гг




Пьеро Този. Эскиз костюма Медеи




Костюм Медеи. Туника сшита из окрашенной в черный цвет ткани cencio di nonna, плиссированной вручную. Огромный фартук расшит старинным жемчугом, антикварными лентами с небольшим количеством золота. Вуаль сделана из марли и золотой каймы. Парик производства компании  Ronchetti Carboni. Ожерелья, серьги и тиара сделаны в мастерских у Lembo (про Нино Лембо и его мастерскую я писала тут http://la-gatta-ciara.livejournal.com/298179.html).
Информация взята: http://www.europeanafashion.eu/record/a/4d065b9e4fb3894b13e1cd2b83c3df468b321bf5d220d398428c66f550721d42
Не могу не поделиться тем, что помогала шить этот костюм юная Габриэлла Пескуччи - сегодня она оскароносный художник по костюмам, а тогда - ассистентка Пьеро Този) Костюм изготовлен вручную, в нем нет ни одного машинного шва!




Trajes de agua. Ochagavнa, Navarra.




Кадр из фильма "Медея"


"Я повстречал Пьера Паоло Пазолини в 1957 году на съемках фильма "Мариза - кокетка" Болоньини, - продолжает рассказывать Пьеро Този, - Он был соавтором сценария. Я был художником по костюмам. Мы с ним много общались, в быту он был открытым человеком. А в работе, наоборот, закрытым, неразговорчивым. Думаю, наши профессиональные отношения были трудными, потому что на мне висел ярлык "висконтийца". Возможно, он боялся, что я принесу в его фильм мир Висконти. Все режиссеры опасаются быть зараженными.




На съемках "Медеи". На переднем плане Пазолини, сидит Каллас. А на заднем плане стоит Пьеро Този. Фото Марио Турси.


Пазолини был скупым на советы: "Хочу коллаж". И я смешивал, придумывал, учился на ходу. Но мои эскизы оставили его равнодушным. Он сказал мне: "Сделай опытные образцы. Если они мне понравятся, то хорошо. В противном случае, брошу все. Я не могу рисковать в таком большом деле".




Кадр из фильма "Медея"


Работа над опытными образцами начиналась с материалов и способов их обработки. Те эскизы должны были опираться на оригинальные ткани, мы изобретали архаику из различных фактур и материалов.
Решающую роль в этом сыграл Тирелли, который к тому времени ушел из ателье SAFAS и основал своё знаменитое ателье"Тирелли [костюмы]".




Слева П. Този, справа У. Тирелли. Фото Марио Турси


Он меня понимал и доверял мне, он экспериментировал с материалами, которые используют в своей работе обойщики, это были: мольтон (толстая, мягкая шерстяная ткань, похожая на фланель), который использовался как и хлопок для того, чтобы подбивать костяк дивана, смягчая его углы; бомбазин, который еще со времен Возрождения использовался как основа под мех; больничная марля, которая нужна для гипса и перевязок.




Кадр из фильма "Медея"




Костюм Сановника. Большая туника сшита из cencio di nonna естественных цветов (все плиссировки ручной работы). Плащ сделан из фетра цвета слоновой кости с ручной апликацией из оранжевой шерсти. Источник информации http://www.europeanafashion.eu/record/a/c6f54ac21b6021a13d13be245c1b4a41fa3348ebf73e1bfad399264178cdfa28




Деталь костюма, фото моё с выставки "Omaggio al Maestro Piero Tosi". Мой пост о ней: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/310999.html




Деталь костюма, фото моё


Для костюмов жителей Колхиды, которую снимали в Капподокии, мы использовали цвета земли: охру, коричневый.




Кадр из фильма "Медея"




Солдат из Колхиды. Плащ, туника и брюки все ручной работы в выцветших заплатах из хлопка различных оттенков синего и оранжевого, мягкий конский волос. Шлем из плетеной кожи и дерева. Кинжалы из железа и кожи. Фото мое, источник информации http://www.europeanafashion.eu/record/a/39a2d59a4912b6fed80ceb2b7edcc8bfdcc6757d5bd7e520e1e5ac17b27b531c




Деталь костюма


Для жителей Коринфа я вдохновлялся творчеством Понторно и Россо Фиорентино и использовал розовый, красный, фисташково-зеленый.




Джакопо Понтормо. Снятие с креста. 1525-1528. Алтарная картина в капелле Каппони церкви Санта-Феличита во Флоренции




Кадр из фильма "Медея"




Россо Фиорентино. "Мадонна на троне между двумя святыми"


Продолжает вспоминать Тирелли: "Сотни метров ткани красились природными красителями: цедрой лимона и ромашкой, для того чтобы получить определенный желтый оттенок; крапивой - для зеленого. Мы не использовали утюги для ручной "плиссировки". Я опускал в воду "тряпку бабушки", вытаскивал, протаскивал ее, выжимая, из руки в руку, после этого выкладывал потеснее сушиться на солнце: получалось старинное плиссе.




Кадр из фильма "Медея"


В костюмах "Медеи" нет и строчки, не сделанной вручную, швейные машины были под запретом".




Костюм, состоящий из двух туник (верхней и нижней), сшит из хлопковой марли цвета слоновой кости с оранжевыми полосками и поперечными вставками из серебряной ткани. Вся ткань для платья плиссированна вручную по старинной технологии.
Информация и фото с сайта http://tirellicostumi.com/it/abito_oscar/medea_36




Деталь костюма




Деталь костюма




Деталь костюма


"Мы ставили эксперименты по обработке тканей, - рассказывал Този, - Например, сшивали вместе марлю и подкладку, пропитывали клеем ПВА, плиссировали вручную, сушили в печи".




Кадр из фильма "Медея"


Опытные образцы убедили Пьера Паоло Пазолини, понравились ему. "Теперь я работал свободно, но не касался грима, хотя это - моя мания, я считаю, что он - основа костюма. Но если Пазолини решил, то его уже нельзя было переубедить, что кому-то нужно сделать изменение в гриме. Искали отца Медеи и нашли турка с усиками а-ля Кларк Гейбл. Я наивно говорю: "Он же сбреет усы, так ведь?". Режиссер мне отвечает: "Я взял его именно из-за этих усов".




Кадр из фильма "Медея"




Костюм отца Медеи. Туника сшита из cencio di nonna различных оттенках синего и темно-серого и сплиссированна вручную. Плащ из черного войлока расшит бляшками из меди и других металлов. Информация и фото http://www.europeanafashion.eu/record/a/b769d5ce2ccf515a9f2eafd20fdb6f6d059b46db5c24c1b046eec905fd808a43


Поработав бок о бок на съемках рядом с Пазолини, я понял, что он опирался на художественную интуицию, которая есть не у всех, и которая базируется на глубоком знании живописи. Он видел лицо, клал человека перед камерой, и выходил Мантенья. Выбора площади перед Дуомо в Пизе достаточно, чтобы оценить его чувство кадра. Когда мне сказали, что она будет площадью Коринфа, я был в ужасе. И как я ошибался"




Кадр из фильма "Медея"


Този до сих пор раскаивается в том, что не настоял на своем желании "испортить" лицо Марии Каллас. "Лицо Марии нуждалось в большом количестве макияжа: накладные ресницы и все только, что можно, дабы сделать его моложе. Это было ошибкой, потому что такой грим подчеркивал образ дивы шестидесятых. Но я хотел слишком многого. Мария чувствовала себя некрасивой и усталой. Она умоляла Пьера Паоло не снимать ее крупные планы: "Я привыкла к театру, к сцене. Я выражаю себя лучше на расстоянии. Мне достаточно жеста". Он боялся, что будет мало передних планов. Вот она и украсилась. Я надеялся, что Пазолини заметит этот макияж. Напротив, он принял накладные ресницы и все остальное. В фильме очень чувствуется контраст между реальными "пазолиньевскими" лицами и стилем дивы-Каллас времен шестидесятых. Возможно, Пазолини так и хотел"



Каллас и Пазолини на съемках "Медеи". Фото Марио Турси


Вот с помощью таких простых материалов создавались киношедевры. Не знаю, как вас, а меня такие истории вдохновляют)


Источники текста - книги:

"Tirelli 50. Il guardaroba dei sogni"
"Piero Tosi. Costumi e scenografie"

Ну а я напомню вам старые посты по теме:

Интервью П. Този "Оскар? Я предпочел бы его получить во времена "Леопарда". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/259655.html

""Театральное ателье Фарани" и фильмы Пазолини: изобретая новые ткани". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369243.html

"Костюмы Д. Донати и Л. Капоцци" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/251044.html

"Средневековые фактуры в костюмах фильма "Гамлет" (1990 г.)" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/192969.html

и еще "М. Милленотти. Костюмы из фильма "Гамлет". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343292.html

"Выставка художника по костюмам Пьеро Този во Флоренции" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/310999.html

"Запределье" Тарсема – Ишиоки: воспоминания о детстве". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/91840.html

"Костюмы и образы фильма «Бен–Гур». Интервью художника по костюмам В. Авдюшко. Часть 1" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/379236.html

"Костюмы и образы фильма «Бен–Гур». Интервью художника по костюмам В. Авдюшко. Часть 2" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/379419.html

Художник по костюмам Нана Чекки. Мое интервью. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/285208.html

Tags: Г. Пескуччи, П.П. Пазолини, Пьеро Този, Тирелли, ателье для Оскара, грим, итальянские художники по костюмам, материалы, художники по костюмам, этника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author