У многих из нас, словосочетание «викторианская эпоха» ассоциируется с одеждой мрачных, невыразительных цветов. На самом деле, это совсем не так!
Помните, у Фаулза в «Любовнице французского лейтенанта»: «Молодая дама была одета по последней моде — ведь около 1867 года начался бунт против кринолинов и огромных шляп...
Фото 1862-1863 гг. Какого цвета платья у этих дам?
...Глаз наблюдателя мог бы рассмотреть в подзорную трубу пурпурно-красную юбку, почти вызывающе узкую и такую короткую, что из-под темно-зеленого пальто выглядывали ножки в белых чулках и черных ботинках, которые деликатно ступали по каменной кладке мола...
An Elegant Lady Alphonse Marie de Neuville 1874
Цвета одежды молодой дамы сегодня показались бы нам просто кричащими, но в те дни весь мир еще захлебывался от восторга по поводу изобретения анилиновых красителей. И в виде компенсации за предписанное ему благонравие прекрасный пол требовал от красок не скромности, а яркости и блеска».
Платья, покрашенные анилиновыми красителями из коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк). 1863-1865 гг.
"Анилиновые красители, пишет нам Википедия, — органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей".
В 1856 г. 18-летний химик Уильям Перкин, при попытке создать новое лекарство от малярии, получил пурпурную краску, которую позже назвал мовеин (от английского названия цветка мальвы (Mauveine)).
Портрет Уильяма Перкина, конечно, с куском лиловой тряпочки в руках))
После того, как в 1862 году королева Виктория появилась на выставке в платье из лилового шелка mauveine, этот цвет стал безумно популярен, .
Небольшой кусочек шелковой ткани, окрашенный в цвет mauveine. Этот шелк был предложен для платья королеве Виктории в 1860-х гг.
Renoir. Portrait of Mademoiselle Sicotg.1865
1862-63 гг
До этого пурпурный краситель делался из морских брюхоногих моллюсков - иглянок и стоил безумно дорого, поэтому, одежду пурпурного цвета могли себе позволить только очень богатые люди. В древности пурпур был синонимом власти, признаком царственности их обладателя, а в XIX веке этот цвет носили повально все дамы.
Журнал "Модный магазин" 1862 г. В 1860-х гг слово "фиолетовый" - самое часто повторяющееся в описании цвета модных нарядов.
В августе 1859 года сатирический журнал "Панч" высмеял повальное увлечение фиолетовым цветом, назвав его "сиреневой корью": болезнью, которая вспыхнула как "жалкая сыпь на ленточках" и закончилась, распространившись по всему телу, окрасив его розовато-лиловым.
William Holman Hunt . Fanny Holman Hunt 1866-68
1860 гг
1872 г.
В 1859 году Франсуа-Эммануэль Верген получил краситель «маджента» (magenta) — название, которое стало цветообозначением для целой группы розово-сиреневых цветов и оттенков.
Впервые magenta использовалась как антисептик в битве при Мадженте (1859 г, Северная Италия), отсюда и такое красивое имя красителю.
Такой оттенок magenta часто называют "фуксин".
Платье из коллекции музея Виктории&Альберта (Лондон). Ткань покрашена анилиновым красителем magenta, но оттенок более сиреневый. 1869-1870 гг.
Цвет «сольферино» (ярко-красный с лиловым отливом) получил своё название в сходных обстоятельствах - после битвы при деревушке Сольферино (1859, сражение против австрийской армии выиграли итальянцы совместно с французами).
1869. Из коллекции музея Метрополитен.
Надо сказать, что итальянское освободительное движение против австрийских захватчиков и последующее объединение Италии дало моде немало интересных открытий. Про влияние Гарибальди на женскую моду я уже писала, но будут и еще статьи на похожие темы.
Надеюсь, вы уже обратили внимание, что эти анилиновые соединения активно использовались не только в текстильной промышленности, но и в медицине. Например, цвет «бриллиантовый зелёный» (открытый в 1891 г.) мы все с вами знаем с детства, поскольку наши мамы использовали его как антисептик и мазали им наши разбитые коленки. В России его называют просто: «зеленка».
Portrait of Elizabeth Gardener Bouguereau. Charles Amable Lenoir 1895
Или, например, «метиленовый синий». Он был синтезирован Генрихом Каро в 1876 году.
Lovis Corinth. Frau Luther 1911
Его применяли для окраски хлопка, шерсти, шелка в ярко-голубой цвет, однако окраска оказалась слабоустойчивой к свету. В медицине же, он также используется в качестве антисептика и как антидот при отравлении цианидами, угарным газом и сероводородом.
Следуя запросам текстильной промышленности, в конце XIX века стремительно развивалась органическая химия, были созданы новые анилиновые красители: анилиновый чёрный, Бисмарк коричневый, Хофманн фиолетовый, Магдала красный, Манчестер коричневый, Мартиус желтый, Николсон голубой (цвета, названные в честь химиков, их открывших) анилиновый желтый, голубой из Леона, bleu de Paris, зеленый альдегид и другие.
Почти сразу с возникновением анилина, пошли слухи о том, что эти красители вредны для здоровья, даже, смертельны, причем, не только для тех, кто их производит, но и тех, кто носит окрашенные ткани.
В начале 1870-х немецкий химик обнаружил следы мышьяка в ткани, окрашенной в пурпурный цвет. Он предположил, что яд может просочиться в кожу от дождя или пота. После этого закрылось несколько фабрик, производящих анилиновые красители.
У этих красок был еще один недостаток, большинство из них непрочны и разрушаются от воздействия света и воды. Исключением является очень стойкий краситель — анилиновый чёрный.
Так что, теперь, думая о конце XIX века, вы будете представлять его себе более радужным, не так ли?