Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

ГЕРЦОГ ВИНДЗОРСКИЙ И БЕРТИ ВУСТЕР

Стиль герцога Виндзорского, который сильно повлиял на мужскую моду ХХ века, я хотела бы рассмотреть через сериал "Дживс и Вустер" и фильм "Возвращение в Брайдсхед".



Старший правнук королевы Виктории по прямой мужской линии, имел с рождения титул высочества. Король Великобритании и Ирландии, император Индии на протяжении 10 месяцев: с 20 января по 11 декабря 1936 года; не был коронован. Отрёкся от престола, чтобы вступить брак с разведённой Уоллис Симпсон, на что правительство Великобритании не давало согласия. При этом он заявил: «Я нашёл невозможным… исполнять обязанности короля без помощи и поддержки женщины, которую я люблю». После этого, они с женой уехали в Европу, потом в Америку, после войны вернулись во Францию, где и дожили свои дни в роскоши и праздности.


Но в истории моды он известен не этим.


Родившийся 23 июня 1894 г. Эдвард Альберт Кристиан Джордж Эндрю Патрик Дэвид стал оказывать громадное влияние на моду, начиная с 1920-х годов, будучи еще принцем Уэльским. Он часто смешивал разные предметы одежды, использовал немыслимые комбинации и проводил всевозможные эксперименты с тканями, цветами, фасонами и аксессуарами


Вустер во многом похож на принца Уэльского - такой же беспечный, богатый повеса, уделяющий большое внимание светским развлечениям и моде.





В сериале "Дживс и Вустер" в сюжете присутствует тема гардероба настоящего джентльмена. Дживс консервативен и категорически отвергает любые попытки своего молодого хозяина приобрести какую-нибудь остромодную деталь одежды, будь то лиловые шелковые носки, носовые платки с вышитыми монограммами, канотье, привезенное из Америки, новомодный смокинг. А галстук друга Берти Вустера с рисунком в виде подковок ввергает его в отчаянье.



Костюм Б. Вустера (художник по костюмам Dany Everett) с одной стороны - классичен, но с другой стороны, мы видим в нем все новшества, внедренные герцогом Виндзорским

Теперь о мужской моде тех лет


Мужской гардероб можно разделить на неофициальный и официальный.

Костюм неофициальный. Это костюм для загородных поездок, охоты и занятий спортом.

Самая популярная ткань для такого костюма - твид. Настоящий твидовый костюм тяжелый, грубоватый и жесткий, поэтому он очень хорошо противостоит холодным ветрам, дождю, туману и даже морозу. Традиционный английский твидовый пиджак имеет 3 роговые пуговицы, карманы, выкроенные по косой и разрез сзади.

679803ev


Здесь мы видим классический прогулочный костюм, состоящий из пиджака, жилета и брюк.


Для занятий спортом, например, для игры в гольф, также использовался твид, но фасон и структуру он имел другие. Герцог ввел в моду спортивный однобортный пиджак, застегивающийся на две пуговицы.



фото из журнала мод того времени




Герцог, тогда еще принц Уэльский, в костюме для гольфа



твидовый спортивный костюм, принадлежавший герцогу Виндзорскому



Вустер играет в гольф.


Из брюк, популярной моделью для игры в гольф были бриджи. Часто они одевались и просто на прогулку в выходные дни. Встречались модели из однотонного твида, из полосатой ткани, "шотландки", многие другие варианты. Модными цветами были коричневый, серый, беж. Герцог пытался внедрить и в повседневную моду столь любимую им длину брюк 3/4, но это нововведение не прижилось.





Снова костюмы герцога (из каталога Сотбис).


Носки - гольфы делались чаще под цвет пуловера. Среди самых известных новаций Эдварда были эффектные носки для гольфа с ярким ромбовидным орнаментом.


Трикотаж пришел в повседневный мужской гардероб из спортивной экипировки. Джемпера, вязаные жилеты надевали и спортсмены, и болельщики, чтобы поддержать любимого игрока или команду.


Герцог Виндзорский надел на состязания по гольфу в Сент-Эндрюсе (Шотландия) разноцветный свитер в национальном духе, ставший после этого невероятно популярным. Он настолько вдохновил фабрикантов одежды, что, говорят, помог возрождению угасавшей экономики.







Тогда еще принц Уэльский и картинка из модного каталога тех лет.





Герой экранизации книги И. Во "Возвращение в Брайдсхед" Charles Ryder в модной безрукавке. Художник по костюмам Eimer Ni Mhaoldomhnaigh . Работа этого художника в фильме заслуживает большего внимания, поэтому пока я проиллюстрирую пост несколькими костюмами, но еще вернусь когда-нибудь позже, чтобы обсудить образы.  


Дополнял этот спортивный стиль кепи из однотонной или полосатой ткани, оно оставалось в моде у всех слоев населения.




К брюкам-гольф полагались грубоватые башмаки. Например, были очень популярны шотландские ботинки Kilties, которые сами шотландцы носили с юбками-килтами и клетчатыми гольфами.



 Дюк питал слабость к ярким, двухцветным ботинкам.



После его смерти осталась впечатляющая коллекция не только одежды, но и обуви.



Повседневный городской костюм того времени выглядел так: достаточно стройный узкий силуэт пиджака и весьма широкие, просторные брюки.

  

Фото из модного журнала и фото герцога в костюме в клетку "Принц Уэльский".

Он очень любил клетчатую ткань, а эту клетку особенно, Однако название рисунка не имеет ничего общего с тем фактом, что Эдуард VIII часто носил ее в период, когда был наследником трона. Спортивный рисунок назван по имени его деда Эдуарда VII, который часто выбирал эту клетку для неофициальных костюмов.







Коллекция брюк



и пиджаков герцога Виндзорского в его парижской квартире.

Также популярные цвета для костюмов того времени: темно-синий, серый или коричневый, в то время как молодые мужчины любили более бледные цвета.





Кадры из фильма "Возвращение в Брайдсхед"


Снова возвращаюсь к герцогу, который очень популяризировал двубортный костюм, а поскольку модники стремились во всем ему подражать, то этот фасон быстро прижился.



Двубортный костюм продержался в моде все 30-е и 40-е гг ХХ века. Вустер тоже носит его, например, у него есть костюм из темно-синей фланели в полоску. Этот стиль полюбился американцам после визита к ним герцога в 1919 году. С тех пор такой фасон и расцветка костюма прочно ассоциируется с гангстерами и эпохой джаза.

Jack La Rue

гангстер кинематографический

Bugs Moran

и настоящий

А кое-кто и сейчас и в Англии предпочитает этот фасон:-)

Britain Marks The 10th Anniversary Of 9/11

Сам герцог достаточно часто носил костюмы из серой фланели в меловую полоску, которую он виртуозно сочетал с рубашкой в клетку или полоску.



В конце 20 - начала 30 годов однобортный костюм был не менее популярен чем двубортный.



Мужские однобортные костюмы часто включали двубортные или трикотажные жилеты.





Жилеты Берти Вустера.



Костюм Дюка, из коллекции костюмов Музея Виктории-Альберта (Лондон).

В 20-е годы костюмные брюки застегивались на пуговицы или на крючки, застежки - молнии стали использоваться только с середины 30-ых.



Рисунки из журналов мод, справа фрагмент костюма Б. Вустера.

Отворотами на брюках мы опять обязаны герцогу Виндзорскому.
Поддерживались брюки подтяжками или ремнями.



Картинка из модного журнала и кадр из фильма "Возвращение в Брайдсхед".


Герцог Виндзорский ненавидел подтяжки и в корсаж его брюк вшивали эластичную ленту. Он просил своего портного, чтобы тот делал застежку-молнию на брюках, хотя она тогда была не совершенна и часто ломалась.


Рубашки середины 1920-ых имели воротники, сделанные из накрахмаленной ткани, целлулоида, или, чаще, из более мягкого трехслойного хлопка, введенного Джоном Мэннингом Ван Хеюзном в 1920. Сначала воротники были белыми даже при цветной сорочке, но позже появились рубашки, где и воротник и она сама, были подобранны в ткани и цвете.




 Воротник рубашки часто скрепляли булавкой, которая не позволяла узлу галстука смещаться.


В честь герцога назван фасон воротника сорочки. У него достаточно широко расходятся друг относительно друга концы и хорошо виден узел галстука.



Способ завязывания галстука под названием "виндзорский узел" тоже приписывают герцогу Виндзорскому. Придумал - не придумал, но популяризировал точно.



Модные галстуки и расцветки:


Очень в дизайне галстуков была популярна диагональная полоска - так называемые "клубные" галстуки, где полоски имели цвета спортивного клуба, колледжа или полка к которым имел отношение хозяин. Также он мог быть в клетку, мелкий рисунок.




Мужская формальная вечерняя одежда состояла из черного однобортного фрака или смокинга с узкими брюками.


Фрак незначительно изменился с тех пор, как он появился в качестве верхового пальто в конце 18 века. Так как его длинные полы спереди оказались неудобны и для прогулок, и для верховой езды, спереди полочки обрезали. Современный фрак не застегивается спереди и имеет 3 пуговицы с каждой стороны укороченного переда и на фалдах сзади, рудимент того времени, когда они использовались, чтобы пристегивать меч, или застегивать низ спинки пальто при ходьбе или езде верхом.




Герцог Виндзорский ввел в моду темно-синий цвет фрака, объясняя это тем, что при искусственном освещении темно-синий цвет смотрится чернее черного.


Носили фрак с накрахмаленной белой рубашкой, обычно имеющей жесткий стоячий воротничок с отогнутыми уголками, белой бабочкой и белым  двубортным жилетом.


Одна из разновидностей вечерней одежды для мужчин, популярная и по сей день – смокинг, дословно «костюм для курения». Классический вариант смокинга: из черной шерстяной ткани, с атласными отворотами. Но были и темно-синие (снова Дюк), белые и смешанные (верх-низ).



Еще один вариант смокинга появился где-то в 1933 году (забавно написано на сайте, посвященному смокингам «Как ни странно, но к этому новшеству герцог не имеет никакого отношения!»:-))). В сериале «Дживс и Вустер» такой фасон подвергся строгой критике со стороны Дживса.




Появился такой вариант оттого, что на курортах, где отдыхали богатые американцы и английская аристократия, было очень жарко в черном, относительно длинном смокинге. Но эта новая модель не прижилась – во-первых, она требовала стройной спортивной фигуры, а во-вторых, эту форму одежды быстро переняли портье и конферансье, понятно, ни один лорд не хотел выглядеть как половой. Цитата из «Дживс и Вустер»: «Вы не справедливы к нему Дживс! Когда я вечером появлялся в нем на Ривьере, женщины не отрывали от меня глаз» - «Конечно, сэр. Они принимали Вас за официанта».


И тут герцогу принадлежит изобретение современной фрачной рубашки, с заложенным в складки - плиссировки передом, двойным манжетом и простым отложным воротником. До этого сорочка имела туго накрахмаленную манишку и жесткий пристежной воротник, как у Вустера.



 К пиджаку от смокинга обязательно надевали жилет (черный или белый), галстук-бабочку, которую надо было завязывать и обували черные лакированные туфли.

   



Еще один вид официальной одежды остался с 19 века - визитка, которая застегивалась на одну пуговицу (нам она известна по фильмам Чарли Чаплина).  Её могли носить с серыми, полосатыми брюками, жилетом и бабочкой, пластроном или аскотским галстуком (шейным платком).




Визитки герцога из его квартиры в Париже.



Фото герцога в визитке, справа - с его свадьбы.

Эту визитку выставили на аукционе Сотби и ее купил владелец мужской марки одежды Kiton.

Как правило, в быту, такую одежду чаще носили пожилые мужчины, в наше время такой костюм надевают в Англии на свадьбу.



Фото тех лет.

 
Фото с современной английской свадьбы.


В таком костюме Берти Вустер безуспешно пытается жениться в последней серии.



Головные уборы, модные на стыке 20-30 годов у мужчин



Кепи (о которой я уже говорила), панама, шляпа

   

цилиндр еще носят, но в основном пожилые люди или когда надевают визитку. Котелок, как ни странно, до сих пор считается символом настоящего английского джентельмена, наряду с 5-тичасовым чаем и Биг-Беном.

Про обувь можно написать огромный пост, столько там вариантов и разновидностей: "Бифролл", "Дерби", "Баркрофт" и еще огромное количество моделей и названий. Выложу фото популярного по сей день фасона ботинок, называемых "Оксфорд"



и фото классических мужских лодочек, которые так любил герцог Виндзорский , только он предпочитал их в двухцветном исполнении и тапочек настоящего джентльмена, непременно с вышитыми вензелями владельца.

   


 


Про английский классический мужской костюм и про влияние на него личности герцога Виндзорского можно говорить долго.
Именно он повлиял на развитие современного классического мужского костюма.
А сериал "Дживс и Вустер" надо смотреть и пересматривать: во-первых, смотреть на безупречные мужские костюмы, во-вторых, заряжаться оптимизмом и позитивом от замечательного юмора и прекрасной актерской игры.

Для интерессующихся темой мужской одежды - пара ссылок:

ссылка  портал о денди

ссылка изумительный сайт о смокингах

книга Б. Рётцель "Джентельмен. Классическая мода для мужчин"

На последок, фото современных денди


Звезды голливуда очень любят стиль эпохи джаза. Конечно, у них это получается на американский манер, скорее, стиль "гангстер", но смотрится все-равно шикарно и образно.



На фото: Джонни Депп, Роберт Дауни-младший, Хью Джекман

Tags: 1920, 1930, Англия, Виндзорские, британские сериалы, индивидуальный стиль, мужской костюм, мужской стиль, стильный персонаж
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author