Но и тут мы с вами остановимся пока лишь на мужском белье, а именно, на сорочке.
Часто перед художником по костюмам стоит проблема: как показать персонажа фильма эстетично в интимные моменты, особенно, если мода заявленного в картине периода никакой красоты в этих предметах одежды не подразумевала? Будет ли симпатичен зрительницам главный герой, вылезающий из воды в мокрых кальсонах? Не развалится ли весь сюжет от смехотворности такого вида? В итоге, рождаются знаменитые сцены, типа, «мокрый Дарси» из сериала ВВС 1995 года "Гордость и предубеждение".Автор поста la_gatta_ciara
Как пишут, сцена эта давалась нелегко. Сценарист Эндрю Дэвис написал, что Дарси нырнул в пруд полностью раздетым. Однако, компания Британского радиовещания (Би-би-си) хотела сохранить свою репутацию канала, чьи фильмы можно смотреть всей семьей и предложила одеть героя в подходящие предметы нательного белья. К сожалению, мужчины в период Регентства не носили специального белья для плавания. Художник по костюмам сшила Колину панталоны длиной до колена, надеясь фальсифицировать стиль периода Регентства. Актер Колин Фёрт выглядел в этой одежде достаточно забавно, и от этой идеи пришлось отказаться. В итоге, на актере оставили брюки и сорочку (мой пост про ателье, где шили эту рубашку, если кто не читал).
Но барышня времен Регентства была бы смущена и таким видом мужчины, ведь вплоть до 1930-х годов мужская рубашка считалась интимным предметом мужской одежды.
Позже, эту сцену спародировали в сериале Lost In Austen
В XIX веке сорочка испытала мало изменений в крое. Она была длинной, с разрезами по бокам, с широкими рукавами, собранными на защипы в пройме и на запястьях, и небольшим щелеобразным вырезом до груди.
Мужчина редко носил рубашку без пиджака или жилета. На картинах в таком виде чаще всего изображают художников, людей творческих профессий в неформальной обстановке. Иногда она служила выражением вольнолюбия и политических взглядов, как на этом портрете художника Карла Брюллова, где он изобразил итальянского сенатора Винченцо Титтони (1850-1852) времен Ресорджименто. Автор поста la_gatta_ciara
В отличие от других предметов мужской одежды, которые шили опытные портные, рубашки легко делали дома. Её кроили из прямоугольников и квадратов, с минимальными отходами ткани.
еще схема
Для удобства были добавлены дополнительные клинья - ластовицы в пройму, и в боковые разрезы. С рукавами все ясно - это нужно было для того, чтобы не стеснять движения рук, а вот почему внизу, на разрезах - мы с вами выясним позже.Автор поста la_gatta_ciara
Воротник был просто скроен — из еще одного прямоугольника, его в последствии обвязывали длинным галстуком. Автор поста la_gatta_ciara
Иногда по вырезу и на манжетах пришивался волан. Его длина по груди определялась длиной выреза жилета.
Самой популярной тканью для пошива мужских сорочек в XIX веке был лен, иногда их шили из хлопка (редко) и никогда - из шелка.
Рубашка джентльмена и рабочего отличалась цветом и деталями: прекрасным качеством ткани, ее белизной, изяществом швов, плюс, монограммой в нижнем левом углу.
Безупречный белый цвет, десятки мелких вертикальных складочек у проймы рукава требовали самой совершенной прачки, которая умела пользоваться специализированными утюгами и отлично накрахмалить сорочку.Автор поста la_gatta_ciara
Декабрист, князь Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский. Портрет работы Н. А. Бестужева, 1839 год.
Слева - простой утюг - scottish Box Iron. Справа - утюжок для складочек и бантиков - iron with a core.
При правильной утюжке головки рукава его ширина не мешала просунуть руку в гораздо более узкий рукав сюртука или фрака.
Рубашки были достаточно длинными: от середины бедра до колена, в зависимости от предпочтений мужчины.
Автор поста la_gatta_ciara
Пуговицы появились на вырезе рубашки в первой половине 19-го века, а планки начали появляться с 1840 по 1850 года. Тем не менее, в целом, рубашка мало видоизменялась за столетие.
Теперь вернемся к фильму «Джен Эйр».
В сцене пожара мы видим мистера Рочестера в ночной сорочке, сшитой по подлинному викторианскому образцу:
"Тогда еще господа спали в своих сорочках. В те времена рубашки были довольно длинными для конкретной цели: они заполняли объем брюк, потому что мужчины не носили нижнего белья", - рассказывал в интервью художник по костюмам Майкл О'Коннор.
кадр из фильма "Джен Эйр"
"Конечно, некоторые мужчины надевали льняные кальсоны. Но большинство этого все-таки не делали. Рубашка была длиной почти до колена. Поэтому, прежде чем надеть брюки, мужчина заворачивался в свою рубашку: просовывал переднее полотнище между ног назад, а заднее вперед — на манер подгузника или пеленки, а затем сверху натягивал брюки", - объясняет он.
самая популярная конструкция верха мужских брюк XIX века
"Это помогает понять, когда вы смотрите на старинные картины и фотографии, почему брюки у мужчин изображены довольно гладко — как раз потому, что они имеют длинную рубашку, которая заполняет пространство брюк спереди и сзади»
А недавно, в одном из своих любимых блогов, который ведет современный денди Саймон Кромптон, увидела такой вот вид современной сорочки, называемый Pettegola shirts.
Снова хочется сказать: все новое - хорошо забытое старое!Автор поста la_gatt
a_ciara
Полное или частичное цитирование статей моего блога разрешается только при наличии ссылки на источник.
Ссылки:
рассказ Майкла О'Коннора
http://insidemovies.ew.com/2012/02/20/oscars-jane-eyre-costume-designer/
про рубашки
http://www.18cnewenglandlife.org/shirt.htm
http://www.larsdatter.com/18c/shirts.html
http://collections.vam.ac.uk/item/O110106/shirt-unknown/
http://collections.vam.ac.uk/item/O13939/shirt-unknown/
http://insidemovies.ew.com/2012/02/20/oscars-jane-eyre-costume-designer/2/
антикварные утюги http://www.antiqbuyer.com/All_Archives/IRONS_ARCHIVE/Great_arch2.htm
http://www.museocaprai.it/en/collezione_search.php?pagina=1&epoca=-1&tipo_id=3&tecnica_id=-1&prov_id=-1&Search_string=iron&mostra=0