Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Художник по костюмам Наталья Борисовна Полях. Чтобы помнили!



Наталья Борисовна Полях

(род. 24.02.1945 - ум. 24.11.2008)

"НИКА" 1992 г. за фильм "Ричард Львиное сердце"
"НИКА" 2000 г. за фильм "Русский бунт"

Избранная фильмография

 "Карл Маркс. Молодые годы" (ассистент художника по костюмам)
 "Россия молодая" 
 "Петр Великий" 
 "Возвращение Ходжи Насреддина"
 "Маленькая Вера"
 "Королева Марго"
 "Графиня де Монсоро"
 "Русский бунт"
 "Сверчок за очагом"
 "Дюймовочка"
 "Возвращение мушкетеров"

Чувствуете  какой размах? А попробуйте  прочитать об этом художнике в интернете - информации практически нет... 






Кино воздействует на нас не только драматургией сюжета, но и через визуальный ряд. Художники по костюмам раскрывают нам характер персонажа через цвет, фактуру, фасон, помогают режиссеру и сценаристу донести до зрителя смысл всей картины. Пусть незаметно, но это действует на подсознание.
 История из моей жизни. Когда-то, впечатлительной школьницей, я посмотрела сериал "Россия молодая". И сейчас я уверена, что сериал - превосходный, актеры - невероятные. Но тогда, помимо всего прочего, меня необычайно "зацепили" костюмы героев-мужчин.  Я их рисовала везде - на обложках школьных тетрадей, в блокнотах, в альбомах... Прошло несколько лет, и я как молодой дизайнер одежды престижной и модной тогда московской Галереи Моды и Стиля "Аз'Арт" получаю возможность сделать свою первую коллекцию одежды... И мне  ужасно захотелось сделать что-то в стиле эпохи Петра Первого и "России молодой": с камзолами, шляпами, обилием пуговиц, расклешенными рукавами. Коллекцию  назвали "Редингот-94".





Каково ж было мое удивление, когда я узнала от самой Натальи Борисовны, что именно она отвечала за мужской костюм в " России молодой"!

 Думаю, многих не оставили равнодушными просто фантастически точные костюмы из "Королевы Марго" и "Графини де Монсоро"


 


и не менее великолепные костюмы из фильма "Русский бунт"





Очень трогательные костюмы создала Наталья Борисовна для сказки "Сверчок за очагом"... К эпохе Диккенса она подошла с такой нежностью и вложила в эти костюмы столько теплоты, что это трудно не прочитать в образах героев и героинь...



 

Еще один фильм, который она делала с таким упоением - это сказка "Дюймовочка". Если бы Вы слышали только, как она произносила - " жабики" и "жучки" , Вы бы поняли, что костюмы этих персонажей просто заряжены любовью!




кадр из фильма "Дюймовочка"


 

эскизы Н. Полях к фильму "Сверчок за очагом"





кадр из фильма


Про последнюю работу Натальи Борисовны Полях "Возвращение мушкетеров" хочется сказать особо.




кадр из фильма "Возвращение мушкетеров"


Что проект провальный и зритель вряд ли купится на пусть и любимых, но безвозвратно старых актеров в роли мушкетеров, было ясно всем. Но и все равно, съемочная группа работала на износ. То, что режиссер, тогда уже в возрасте 72 лет, человек сложный и в прошлом не раз сам работал художником по костюмам, и поэтому с ним практически не уживаются люди этой профессии, тоже не трудно понять. Но вот чего я не могу понять абсолютно, так это того, как получилось, что художник по костюмам растрачивал у него на съемочной площадке последние свои силы (а Наталья Борисовна, тогда уже имевшая проблемы со здоровьем, не умела халтурить и себя не щадила), а режиссер даже не упомянул его на премьере - тут я даже не знаю, что сказать... То ли дело в отсутствии элементарной культуры у режиссера ( Наталью Борисовну к тому моменту уже похоронили), в неуважении к тем людям, которые помогали ему создавать эту картину (там одной массовки было по 1000 человек в некоторых сценах - представьте себе, каждого одеть, обуть, подобрать все это по размеру и проследить, чтобы костюм не испортили и не украли, ведь, помимо прочего, художник по костюмам - материально ответственное лицо!)?



 

эскиз костюма из фильма "Возвращение мушкетеров"


   


На премьере в "Октябре" весь холл был украшен огромными постерами-эскизами Н. Полях, между гостями ходили молодые актеры-статисты, одетые в костюмы из фильма, а в витринах стояли манекены, наряженные в костюмы главных героев, и при этом - ни слова не прозвучало со сцены о Наталье Борисовне...


 


И последнее. Наталья Борисовна Полях была великой труженицей, прекрасным художником с потрясающе тонким вкусом, просто энциклопедическими познаниями в области истории костюма, но при этом, человеком скромным и даже застенчивым, личная жизнь ее прошла без ошеломляющих виражей, поэтому она не попадет в журнал "Караван историй" или в передачу "Мой серебряный шар". Но, как художник, она создала замечательные образы, которые вдохновляли, вдохновляют и будут  вдохновлять других, как когда-то меня, поэтому я и хотела написать этот пост - ЧТОБЫ ЗНАЛИ И ПОМНИЛИ!
Tags: российские художники по костюмам, российское кино, художники по костюмам, чтобы помнили
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author