Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Украшения Шанель: мальтийские кресты от сицилийского герцога.

Вот что интересно, мне никогда не нравилась Коко Шанель – ни как дизайнер, ни как личность, а вот украшения, которые она носила сама и использовала в своих коллекциях, притягивали и притягивают к себе, как магнитом.
Возможно потому, что, как она сама однажды призналась, к идее этих «византийских» украшений ее подтолкнуло общение с русскими.





Сама Великая мадемуазель любила носить драгоценности одновременно с бижутерией. При этом, повторяла, что ничто так не смотрится фальшиво, как настоящие камни.



Вот и украшения для своих коллекций она заказывала у ювелира и у изготовителя бижутерии.

Сегодня поговорим о ювелирных украшениях.



Браслеты, принадлежавшие самой Шанель.

Роскошные браслеты – манжеты со стилизованными мальтийскими крестами, которые любила носить сама Шанель, для нее придумал  ювелир аристократического происхождения, полное имя и титул которого Фулько Санто Стефано делла Черда, герцог Вердура, маркиз Мурата ла Черда.



Фулько ди Вердура



Фулько и Коко.

Он родился на Сицилии, и происходил из древнего  рода герцогов Вердура.  Детство Фулько прошло на вилле Нишеми в Палермо.







Villa Niscemi, Palermo.

Свой титул "герцог Вердура"  Фулько получил в 1923 году, после смерти отца. Остатки некогда большого состояния он быстро промотал вместе с друзьями в Венеции и Париже.



Фулько с сестрой.

Герцог  был молод, очарователен и остроумен, что быстро сделало его любимцем среди других богатых аристократов, а также позволило завести дружеские  связи, которые оказались полезными в будущем. 
Еще интересная деталь, герцог Вердура - двоюродный брат писателя Джузеппе ди Лампедузы, автора «Леопарда».  

Вердура консультировал своего друга режисера Лукино Висконти о жизни сицилийской аристократии при написании сценария к фильму «Леопард» и даже давал для съемок драгоценности.



"Леопард" Л. Висконти

Кстати, это далеко не единственный раз, когда Вердура одалживал или даже специально создавал украшения для кино.



И. Бергман в фильме Хичкока «Завороженный» носит в сцене сна колье от Вердуры. А сцена, кстати, оформлена С. Дали.

В 1925 году в Венеции на вечеринке своих друзей Линды и Коула Портеров герцог знакомится с Коко Шанель.  Линда была большой модницей и обладала превосходным вкусом, она и рассказала Шанель о прекрасном итальянском аристократе, с врожденным безупречным вкусом, который к тому времени уже промотал свое наследство и нуждался в работе.



"Шанель обожала титулованных мужчин, а Вердура был герцогом, при этом он действительно ее очаровал", - рассказывал современник. Сама Шанель откровенно и цинично говорила: «я решила окружить себя заметными людьми: надо было наладить связь между мной и высшим обществом. Представители русской, итальянской и французской аристократии, знатные англичанки – все они служили у меня на улице Камбон. Но я никогда не содержала бездельников».




Фулько и Коко на Балу вальсов, устроенном князем Жан – Луи де Фосиньи – Люсенжем и бароном Никола де Гюнсбуром в 1934 году.

Сначала Шанель попросила герцога помочь в разработке нового дизайна текстиля. Но позже обратила внимание на его нестандартный подход к творчеству, и предложила подумать о создании ювелирных украшений. У нее было много драгоценностей, подаренных высокопоставленными любовниками. Но, даже сегодня, трудно представить Шанель в бриллиантовом ожерелье или вычурном браслете. Ее стиль лаконичен и строг. Вот она и вручила свои дорогие украшения для переделки Фулько, который предложил ей свой экстравагантный, по тем временам, вариант.  

Этот браслет был продан на аукционе Кристи за $ 17500. Он изготовлен из оникса с отделкой из 18-каратного золота, украшен кабошонами из сапфиров и рубина, бриллиантами и жемчугом.

В поисках источника вдохновения Фулько и Коко вместе путешествовали по Европе, и были очарованы византийскими и мальтийскими мотивами. Особенное впечатление на них произвели византийские мозаики в Равенне.




Брошь "Равенна", дизайн Ф. ди Вердура.

И золотой алтарь (Пала д’Оро) в Соборе Святого Марка в Венеции.



Они вдохновили Шанель и Вердура на создание знаменитых браслетов – манжет с мальтийскими крестами.





Меня интересовал вопрос: почему неприменно мальтийский крест? Разные источники называют свои версии, но толком никто не может ответить на этот вопрос. Варианты такие: Вердура был сицилийцем и на его художественное мировоззрение оказало влияние близкое соседство Мальты. По другой версии, Шанель нравились военные ордена, часто имеющие форму мальтийского креста. Вспоминают и Великого князя Дмитрия Павловича, говорят, что это его влияние. Мы сегодня можем только строить предположения... 



central sugarloaf amethyst to the vari-cut citrine, ruby, sapphire and cabochon emeralds, mounted in gold, circa 1930

Тогда женщины носили совершенно другие украшения, а самым популярным драгоценным камнем был бриллиант.




 Герцог ди Вердура же своими ювелирными изделиями с большими яркими драгоценными и полудрагоценными камнями, и выполненными в византийском стиле, просто произвел революцию.



Браслет «Пять камней» из дерева кокоболо, 18 каратного золота и цитринов. Продан на Сотби за 20000 $.

Эти украшения были настолько популярны, что Шанель открыла ювелирную линию, для которой Вердура придумывал аксессуары в течение 8 лет. 




diamonds, rubies and onix maltese cross cuff

Фирма «Шанель» изготавливала не только браслеты, но и броши, кулоны в виде мальтийских крестов.


vari-cut citrine, sapphire, ruby, emerald, tourmaline, peridot, zircon, moonstone, chyrsoberyl and topaz accents, mounted in 18k gold, circa 1930

 В 1934 году Фулько ди Вердура покинул Европу и уехал в Америку. Влиятельный редактор журнала Vogue  Диана Вриланд, к тому же, одна из лучших клиенток Шанель, познакомила его с ювелиром Полем Флато.



Diana Vreeland by Horst P. Horst .

Фулько изменил свой стиль, для линии "Вердура для Флато" он вдохновлялся естественными, природными формами.




На волне растущего успеха и при поддержке друга Коула Портера, в сентябре 1939 года Verdura открыл свой собственный салон на Пятой авеню, 712 в Нью-Йорке.

Verdura Fifth Avenue

Verdura Fifth Avenue

 Он по-прежнему смешивал полудрагоценные и драгоценные камни, но сами украшения стали изящней и женственней по дизайну.



Fulco di Verdura. 62 rubies, 232 diamonds



А в 1941 году он сделал несколько ювелирных украшений вместе с Сальватором Дали.



Ameoba Brooch, Courtesy of Verdura


 Среди его клиенток были Джоан Кроуфорд, Жан Ховард, Кэтрин Хепберн и Грета Гарбо.



Грета Гарбо

Если кто-то из вас смотрел фильм - мюзикл «Любимчик» про композитора Коула Портера и его жену, то наверняка помнит, как Линда дарила мужу на каждую премьеру золотой портсигар. Так, действительно, было, более того, эти изящные вещицы были «от Вердура».  Он разработал для Портера более двадцати портсигаров. 



Коул Портер



этот портсигар "от Вердура" принадлежал Кларку Гейблу.



Знаменитое колье было сделано для Флато, а позже композитор и автор песен Коул Портер купил его для своей жены, за $ 19,5 миллиона. Аквамарины и рубины.

 Вандербильты, герцогиня Мальборо, Марлен Дитрих, Орсон Уэллс стали друзьями и постоянными клиентами.





Марлен Дитрих

 Позже, эту марку оценят и полюбят Джеки Кеннеди, принцесса Монако Грейс, герцогиня Виндзорская и леди Диана.



Fulco ди Verdura никогда не забывал своих корней и часто возвращался в Италию, чтобы провести отпуск на острове Панарея. 
В 1970 году, несмотря на славу и финансовый успех, герцог решили оставить свой бизнес на американского партнера, и вернутся в Европу. В 1976 году он опубликовал книгу детских воспоминаний о вилле Niscemi "Счастливые летние дни".


Аристократ из Палермо, ювелир, создатель большой, преуспевающей фирмы, Фулько ди Вердура умер два года спустя.  Прах его, по завещанию, был доставлен в Палермо и хранится в семейном склепе на кладбище святой Урсулы.

Марка «Вердура»  существует и сегодня, уже после смерти герцога. 
А в 2009 году в честь 70-летия фирмы они выпустили ограниченное количество копий браслетов-манжет с мальтийскими крестами.




Ну а показы Шанель по-прежнему не обходятся без браслетов в византийском стиле а-ля Вердура.



Ссылки:

фирма "Вердура" http://www.verdura.com/
http://en.wikipedia.org/wiki/Fulco_di_Verdura
http://theluxurydiva.blogspot.com/2010/06/jeweler-duke.html
http://www.macklowegallery.com/education.asp/art+nouveau/Artist+Biographies/antiques/Jewelry+Artists/education/Verdura/id/160
http://blog.circajewels.com/2010/06/iconic-jewelry-verduras-maltese-cross.html
посмотреть фотографии виллы Нишеми http://www.flickr.com/photos/gigisicily/sets/72157626750550177/with/5793465824/
http://it.wikipedia.org/wiki/Villa_Niscemi
книга Вердура http://www.amazon.com/Happy-Summer-Days-Sicilian-Childhood/dp/0753810573
последняя коллекция "Шанель" "Париж - Бомбей" http://tsar-devica.livejournal.com/38812.html

Tags: "Леопард", 1920, 1930, Дома мод, Италия, Шанель, ювелирное искусство, ювелиры в кино
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author