Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

ФИЛЬМ "ЗВЕЗДА ПЛЕНИТЕЛЬНОГО СЧАСТЬЯ" И ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ Н. ВАСИЛЬЕВА

Фильм "Звезда пленительного счастья" - один из самых моих любимых фильмов детства. Да и сегодня я пересматриваю его с удовольствием и горьким сожалением, что сейчас так не снимают...





Художником по костюмам на этом фильме была Наталья Борисовна Васильева (29 января 1936 — 02 февраля 2001).





Она окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Обучение проходило на живописном факультете по специальности художник театрально-декорационнной живописи.

Избранная фильмография:

1967 "Женя, Женечка и «Катюша»" (художник-постановщик)
1970 "Начало" (костюмы)
1975 "Звезда пленительного счастья" (костюмы)
1986 "Левша" (художник-постановщик)
1988 "Господин оформитель" (художник-постановщик)
1989 "Женитьба Бальзаминова" (художник-постановщик)

Пересматривая фильм «Звезда пленительного счастья» я поймала себя на мысли, что мне очень тяжело сосредоточиться только на костюмах. Всё в этой картине сделано на высоком профессиональном уровне, поэтому история получилась такой цельной, органичной и достоверной. Из неё почти невозможно вычленить что-то одно, например, костюмы или грим. Конечно же, это заслуга, в первую очередь, режиссера фильма В.Я.Мотыля, историка по образованию.





Фильм сняли быстро, на небольшие деньги и с огромным энтузиазмом. Ленинградцы, работники музеев, позволили производить съемку в Зимнем, в интерьерах Петродворца.





А сибиряки в сценах ссылки снимались бесплатно, толпами приходили смотреть на любимых декабристов, построили для съемок острог из дорогого дерева в натуральную величину. Невероятно точный кастинг (подбор актеров на роли) – это тоже большая удача фильма. Врожденный аристократизм актеров О.Стриженова, А. Баталова, В. Ливанова, А. Пороховщикова и др. – внешность, осанка, посадка головы, плюс восхитительная тонкая игра, прекрасные манеры (консультантом в фильме был последний хранитель обычаев старины Л. Л. Оболенский, человек удивительной судьбы) - не дают нам усомниться в подлинности происходящего на экране.




Князь Сергей Волконский в исполнении О. Стриженова




Павел Пестель - А. Пороховщиков




Князь Сергей Трубецкой - А. Баталов

Женские персонажи хотя и не имеют сильного внешнего сходства с прототипами, но сыграны так блистательно, а их лица настолько одухотворенны и благородны, что мы верим им искренне на все 100 процентов.




кадр из фильма


Женский костюм в фильме подкупает своей продуманной лаконичностью при точности деталей и силуэта. В 1825 году женская мода переживала переходный момент от ампира к бидермейеру. Талия еще была не на месте, но юбка стала расклешаться книзу. Рукав увеличился в объеме.




музейное платье 1826 г., Англия





1. Полина Гебль




Портрет Полины Гебль - Анненковой, Эва Шикульска в ее роли


Платья персонажа Полины Гебль (актриса Эва Шикульска), в отличие от более монохромных костюмов других жён декабристов, имеют пастельную гамму: розовые, голубые, сиреневые, бежевые. Это указывает на её статус незамужней барышни, лёгкий весёлый нрав и незнатное происхождение. К тому же, она - француженка. А мягкие фактуры тканей делают образ более нежным и женственным.






Цвета одежды Полины начинают сгущаться после того, как арестовывают ее возлюбленного. Платье, в котором она приезжает к его матери просить денег на побег, густого зеленого цвета. Благодаря бархатной фактуре, оно смотрится почти черным. Такие глубокие оттенки шелкового бархата любил изображать Брюллов.










Решение её костюмов по цвету напоминает мне фиалку – с нежными хрупкими цветками и упругими, бархатистыми листьями...





В сцене приезда Полины в Петропавловскую крепость для свидания с И. Анненковым, она одета в лиловый редингот (скриношты старые и плохо передают цвет, но он действительно лилового цвета)








Этот темный, тревожного траурного цвета редингот, намокшие перья на шляпке, развившиеся локоны шиньона потрясающе точно передают драматургию этой сцены: Полина словно намокшая экзотическая птичка, попавшая из своего райского, солнечного, французского сада в сырой застенок Петропавловской крепости. Но она не сдается, она борется за свое счастье, за жизнь и любовь близкого ей человека.


Мария Волконская




портрет М. Волконской, Н. Бондарчук в её роли


Платья Марии Волконской (актриса Наталья Бондарчук) довольно монохронны, в них почти отсутствует цвет. Вначале мы видим её в белом подвенечном платье с шалью из кружева «блонды» (невероятно популярного в то время).





После свадьбы она живет в деревне, вдали от светской суеты, в тоскливом ожидании вестей от мужа. И вся эта тоска выражена в цветовой гамме: серый, черный, коричневый цвета.







Траурность нарядов смягчается модным кружевным воротничком или кружевной отделкой, также очень актуальной в то время.









Екатерина Трубецкая





Е. Трубецкая и И. Купченко в ее роли

Княгиню Трубецкую (актриса Ирина Купченко) мы также видим в разные периоды её жизни. И в дни семейного благополучия, на отдыхе в Италии, на балу. В этот период платья её сшиты из лёгких белых тканей, невероятно популярных в начале 1820-х годов и подеркивающие её романтичную, возвышенную натуру.



japonca. 1825SHATTERED WHITE ripszijde (SOME KIND OF SILK)  WITH WOVEN MOTIFS, STRIPS OF SILK SATIN, NET ROSETTESschenking 1933inv.nr. 6994


С момента восстания на Сенатской площади в костюмах Екатерины Трубецкой стал появляться синий цвет, постепенно сгущаясь и переходя в практически черный. Синий цвет символизирует постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, что и показала княгиня своим поступком.







В этих её платьях мы тоже видим минимум отделки. Ничто не отвлекает нас от прекрасного одухотворенного лица. Правильные черты, высокий гладкий лоб, спокойные, полные достоинства движения ритмически поддерживаются простыми, лаконичными формами нарядов. Стиль её одежды можно назвать строгим и благородным.
В конце фильма Трубецкая появляется в пальто красно - кирпичного цвета с черным воротником, что является сочетанием драматичным и даже трагичным, и усиливает эффект от жёсткой сцены венчания Полины и Ивана Анненкова.





Почти все герои-мужчины в этой кинокартине носят форму. Но с каким изяществом и непринужденностью они делают это! Князь С. Волконский (актёр О. Стриженов) - единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов.




портрет князя Волконского, О. Стриженов в его роли

князь С. Трубецкой (актёр А. Баталов) - полковник л.-гв Преображенского полка,


портрет князя Трубецкого и А. Баталов в его роли

И. Анненков, 10 августа 1819 года в чине юнкера принят в Кавалергардский полк, поручик с 13
марта 1823 года



портрет И. Анненкова и И. Костолевский в его роли


Они в фильме носят форму разных родов войск, у них разные воинские звания. Но их объединяет культ чести мундира, а забота о чести мундира неотделима от обязанности свято блюсти её славные традиции, хранить честь знамени своего полка, его боевую репутацию. Поэтому я расскажу об общих чертах военной формы той поры.

После окончания наполеоновских войн французская армия, несмотря на поражение, оказала значительное влияние на русскую форму. В начале царствования Александра был изменен покрой мундира и стал называться фрачным




Мундир Николая I и его портрет



кадр из фильма, в роли Николая I - В. Ливанов в таком же мундире

При наличии лацкана, который сохранял по-прежнему свои конструктивные особенности отворота, мундир застегивался на крючки по всему борту - от горла до талии. Были введены стоячие твердые воротники.




Штиблеты и туфли были заменены высокими, до колен, сапогами.

Сапоги Александра I и И. Костолевский в роли поручика И. Анненкова

Шляпа-двууголка из черного войлока или фетра была основным головным убором генералов с 1802 года. Для удержания формы по краю поля вшивался китовый ус или стальная проволока. Сверху, с задней стороны нашивался кожаный карман для крепления султана из петушиных перьев.




Двууголка царя Александра I




Впервые погоны-эполеты как украшение мундира и знак различия офицеров появились в XVII веке во французской армии. Они стали элементом рыцарских доспехов, причём включали и «наплечники», защищавшие плечо от удара мечом. Позже эполеты изготавливали из сукна, из золотой или серебряной «рогожки», которою украшали вышитыми знаками, бахромой, вензелями. Эполеты для офицеров и генералов в русской армии были введены в 1807 году.

Николай I и эполеты с царским вензелем

Постепенно эполеты на мундире офицера стали не только знаками различия, а скорее символом воинского достоинства и чести, напоминанием о боевых походах и сражениях. Лишение права носить мундир или погоны означало для офицера бесчестье и являлось тяжелейшим наказанием. Не случайно с осуждённых срывали погоны и ломали офицерскую шпагу. Что и показано в одной из сцен фильма у стен Петропавловской крепости.



Кадр из фильма. Трубецкой с сорванными эполетами.


Зимние шинели шили из дорогого сукна, подбивая их мехом.



Кавалергарды носили однобортные мундиры на девять пуговиц (как у Ивана Анненкова).

На каторге они одеты в арестанские шинели из грубого сукна.



Вот такая светлая, печальная, благородная история была нам рассказана в 1975 году. История пронзительная и прекрасная. Думаю, этот фильм мы пересмотрим не раз и не два, потому что такие фильмы-шедевры достойны долгой судьбы.

Интересные материалы о фильме
здесь
о военном костюме той поры
здесь
о женской моде 1820-1830
здесь
подлинные вещи Российских императоров
здесь
воспоминания жен декабристов можно прочитать в виртуальном Музее декабристов
здесь

Tags: 19 век, Россия, ампир, бидермейер, любимое, российские художники по костюмам, российское кино, художники по костюмам, чтобы помнили
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author