Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

МУЖСКАЯ МОДА НАЧАЛА ХХ ВЕКА: СЪЕМНЫЙ ВОРОТНИЧОК. БУЛАВКА ДЛЯ ВОРОТНИКА.

После прошлого поста о костюмах к "Подпольной империи" осталась какая-то недоговоренность. Хотела вам рассказать о чудесных цветных сорочках со съемными белыми воротничками и булавках Наки Томпсона, но в результате борьбы с ЖЖ, не стала. Сейчас хочу-таки восполнить этот пробел.



Считается, что съемный воротник придумала в 1827 году в Нью-Йорке домохозяйка Ханна Монтегю, которая замучилась приводить в порядок сорочки мужа. В итоге, она отпорола воротник от рубашки, постирала и пришила обратно. 




В начале века даже джинсовые, рабочие рубашки имели съемный воротник.

Супруг был настолько доволен результатом, что хвастался всем парням в округе и скоро все жены этого района подхватили новое изобретение. Первоначально съемные воротники были сделаны вручную и шились из хлопка или льна.



В чем удобство съемных воротничков, думаю, всем понятно. Во-первых, можно часто стирать и крахмалить воротник, который и изнашивается быстрее.





Во-вторых, можно было к одной сорочке купить воротники разных форм, чем создавалась иллюзия обилия рубашек в гардеробе джентльмена.




К 1897 году было уже налажено массовое производство воротничков -  двадцать пять изготовителей производили в общей сложности восемь миллионов дюжин воротников в год.



 На самом деле, делать эти воротники было не сложно - нужны были только ткани, нитки и ножницы.



Льняные воротники предлагались разных стилей и стали символом положения в обществе растущего класса конторских служащих (их так и прозвали "белые воротнички").



К рубежу веков почти  каждый человек в Америке имел крахмальный съемный воротничок. Самыми популярными были: отложной на стойке (со сгибом),







воротник - стойка,







отложной, похожий на современный.






 и фрачный (стойка с отвернутыми уголками).






Такие воротнички должны были быть жесткими. Однажды меня спросили, а было ли в мужской моде что-то очень неудобное для ношения. Так вот, это жесткие, съемные воротнички.




 Как современной женщине сегодня тяжело целый день ходить, затянутой в корсет, так и современному мужчине будет невыносимо в сорочке с жестким воротником. На что уж Джуд Лоу - денди, и тот говорил, что эти воротнички подобны бритве и старался сделать все возможное, чтобы на съемках фильма "Шерлок Холмс" надеть рубашку без такого воротника.







Кадры из фильма "Шерлок Холмс"

 Вернемся к воротникам начала ХХ века. Сначала их крахмалили. Чаще с помощью гуммиарабика (твёрдая прозрачная масса, выделяемая различными видами акаций) - природного клея. Это делало воротники из хлопка и льна жесткими, как железо, и давало красивый блеск, как у пластика или целлулоида.




  Но гладить их надо было специальными машинами, чтобы сохранилась выгнутая форма. И их отдавали, соответственно,  в чистку в специальные цеха.



Был период, когда в продажу поступили дешевые бумажные воротники.



бумажный воротничок


Но  они были не очень удобными и гибкими. И вот в 1870 году решили производить воротнички из целлулоида. Они были не дорогими, носились в пять раз дольше, чем бумажные воротники, легко чистились.



целлулоидный воротничок

  

реклама целлулоидных воротничков




реклама целлулоидных воротничков: джентльмен в китайской прачечной.

Были еще воротники - "Linene" - в них наклеивали (ламинировали) хлопок на тонкий, но жесткий картон.







Хранили такие воротники в специальных коробках, чтобы сохранить форму.






Пристегивались они к рубашкам с помощью специальных пуговок-запонок.






Но и это не все. Для пристегивания воротника к сорочке пользовались специальными крючками, иначе было трудно воткнуть маленькую пуговку в жесткий, плотный воротник.





 

складной крючок

Съемные воротнички носили не только с белыми рубашками, но и с популярными цветными.






Кадры из фильма "Подпольная империя"

 Это были однотонные сорочки или в полоску.



Цветные сорочки, как и рубашки в полоску, появились лишь в конце 19 века, как более дешевая и практичная альтернатива белым.





Самые популярные цвета в мужских полосатых и гладкокрашенных рубашках в 1900 годах были светло-синий и темно-синий, красный, гелиотропный зеленый цвет (сине-фиолетовый), розовый и оливковый цвета.



 Цветные рекламы в журнале "Мужская одежда" и других журналах того времени изображают рубашки персиково, черного, сиреневого цветов и их комбинации с белым и черным цветом в полосатом варианте.



Такие рубашки - воротники многим хорошо известны по рисункам художника Лейендекера, делавшего рекламу для фирмы - производителя рубашек и воротничков "Arrow collar".




Со временем, воротники стали мягче и мужчины озаботились решением проблемы - как сделать так, чтобы уголки не торчали, а узел галстука был бы хорошо виден.






Наки Томпсон в сериале "Подпольная империя"
 
Так на свет появилась булавка для галстука.

Булавка бывает от трех до пяти сантиметров в длину и трех видов:
Булавка - штанга, на концы которой навинчиваются фиксирующие шарики.





Вустер из сериала ВВС "Дживс и Вустер" носит такую булавку.

 Она предназначена для сорочек со специально сделанными отверстиями в концах воротника.



Еще одна заколка, похожая на английскую булавку, протыкающая концы воротника. Да, сорочка была при этом слегка истрепана, поскольку специальных дырочек в воротнике для такой булавки не предусматривалось.






Булавка - клипса, с зажимами на обоих концах.





так она выглядит






а так она носится




Наки Томпсон в сериале "Подпольная империя"

Галстучную булавку нужно подбирать непосредственно к воротничку - размеры щели для галстука индивидуальны, соответственно - и размер булавки тоже. Должны быть видны только наружные ее концы, а та планка, что идет под галстуком - незаметна.
И еще. Не рекомендуют носить булавки тучным мужчинам с двойным подбородком. Так что, эта красота не для всех.

Такая мужская мода: жесткий воротник, заколотый на булавку, застегнутые на все пуговицы пиджак и жилет, создавали образ собранного, делового мужчины.

И, кстати, булавки - не пережиток прошлого - дизайнеры и сегодня предлагают современным денди носить булавки для галстука. И сами подают пример.

66eme Festival de Venise (Mostra)

дизайнер Том Форд




Ссылки.

http://www.realmenrealstyle.com/pinned-collar-dress-shirt/

http://www.liveinternet.ru/users/arin_levindor/post98447406/

http://magazines.russ.ru/inostran/2003/6/van.html#_ftnref8

http://www.ushist.com/victorian_shirts_detachable-collars.shtml

http://www.urbanmuseumcollaborative.org/field/detachablecollar.shtml

http://en.wikipedia.org/wiki/Dress_shirt

Tags: 1920, 1930, денди, история костюма, мужской костюм
Comments for this post were disabled by the author