Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМАМ МОНИК ПРУДОМ И МНОГОСЛОЙНОСТЬ В ФИЛЬМЕ "ВООБРАЖАРИУМ ДОКТОРА ПАРНАСА"

  В этот раз речь пойдёт о фантастически красивой картине "Воображариум доктора Парнаса" и его визуальном ряде.

 У режиссеров с художественным образованием получаются невероятно образные фильмы. Например, картины Питера Гринуэя, Франко Дзеффирелли, Тима Бёртона совершенны в своей эстетике.

Это же можно сказать и о фильмах Терри Гиллиама. Последний его фильм «Воображариум доктора Парнаса» просто прекрасен. Думаю, то, что режиссер – художник (бывший мультипликатор как и Тим Бёртон), вдохновило всю творческую часть группы. Художник по костюмам Моник Прудом (Monique Prudhomm) и художник – постановщик Анастасия Масаро (Anastasia Masaro) были номинированы на премию «Оскар» - 2010 за костюмы и визуальный ряд к этому фильму.

Картину делали в период кризиса и, чтобы сократить налоги, снимали в Ванкувере,  так в составе съемочной группы появилась канадка Моник Прудом. Теперь без ее роскошных костюмов невозможно представить картину.

Моник Прудом


 На мой взгляд, любое кино можно сравнить с изобразительным стилем. Например, «Смерть в Венеции» Л. Висконти – это акварель, «Суинни Тодд» Т. Бёртона – рисунок углем, «Контракт рисовальщика» П. Гринуэя – набросок пером. 
«Воображариум…» похож на гобелен. Старый, выцветший от времени, истертый кое-где до дыр гобелен или шпалера.

  
 
В этом фильме, в той его части, где изображена реальность, нет ярких красок, все приглушено, растушевано и состарено. Костюмы по цвету и фактуре идеально вписаны в декорации.

Структура фильма многослойная, в том числе и визуальная.

Воображение – это что-то неясное, неопределенное, постоянно ускользающее. Оно будто прикрыто прозрачными покрывалами, за которыми угадываются смутные очертания, формы расплывчаты и не имеют ясных границ. В фильме несколько реальностей, эпох, религий, живописных манер для создания Зазеркалья, да и персонажа Тони играют четыре актера. Это произошло из-за смерти Хита Леджера, но по структуре фильма и должно быть несколько Тони, ведь он очень неоднозначен и можно сказать, что тоже состоит из нескольких слоев: обаятельный симпатяга (Хит Леджер), карьерист (Джуд Лоу), мужчина-мечта (конечно Джонни Депп), негодяй (Колин Фарелл).


 
Главный герой,доктор Парнас, заключил сделку с Дьяволом и теперь бессмертен. Он путешествует по миру со своей бродячей труппой: дочерью Валентиной, карликом Перси и молодым парнем Антоном. Парнас - старый, усталый человек , который пытается научить людей мечтать, хочет показать им, что мечта – это не бремя, а богатство. Он – альтер эго режиссера. Но шоу и эстетика представлений доктора Парнаса старомодны и не увлекают современных людей. Костюмы времен итальянской оперы 17 века, режиссура времен Шекспира (одно то, что Антон изображает Гермеса, о многом говорит!)

      

кадры из фильма

      

 костюмы для итальянской оперы XVII века

Передвигаются они на старом-престаром фургоне, который тащит четверка лошадей. Этот фургон, одна стена которого превращается в сцену, тоже одно из действующих лиц.





 рабочие эскизы

Идею создания такого передвижного театра навеяли режиссеру бумажные игрушечные театры викторианской поры, увиденные им в старом лондонском магазине. Тут тоже присутствует тема слоёв, например, трансформация жилища то в транспортное средство, то в театр. Ну и, конечно же: кулисы, закулисный мир, Зеркало и Зазеркалье.

  

 

викторианские бумажные театры

    

рабочие эскизы, поиск образа передвижного театра 

Фургон, потрепанный временем, когда-то красочный, а теперь обветшалый, испещренный магическими символами, едет по ночным дорогам современного Лондона, похожий то ли на старую бригантину, поставленную на колеса, то ли на старинный замок…



кадр из фильма

Из-за непопулярности шоу актеры крайне бедны и в повседневной жизни одеваются в старые заношенные вещи. Поскольку фургон ветх и продувается всеми ветрами, то всем участникам шоу приходится кутаться в большое количество одежды, чтобы согреться. Зато, глядя на них, понимаешь, что означает фраза «живописные лохмотья»!



 кадр из фильма

Костюмы получились тоже многослойными, и это напоминает японский стиль в одежде, ведь в старину японцы надевали несколько кимоно одно на другое.



рисунок Утамаро

Этническая тема очевидна в принципе составления гардероба для странствующих актеров. Парнас живет много столетий, странствует, как цыган, по свету и у него скопилась большая коллекция одежды. Прекрасный колорист и чудесный стилист, Моник скромно рассказывает, что просто собирала костюмы по всему миру, отдавая предпочтение восточной одежде - потом, на примерке, прямо на актере смешивала стили и эпохи, создавая ансамбль.

На одном Парнасе в одном из вариантов костюма 14 слоев одежды.

   
 

вверху: кадр из фильма и эскиз китайского костюма, здесь: старинный китайский халат

На Валентине на этом фото поверх афганского платья надеты свитер, японское кимоно, внизу - китайские брюки.

     


Парнас когда-то давно, до встречи с Дьяволом жил далеко в горах, возможно, в Шангри Ла. Был Наставником, Учителем.
  

рабочий эскиз и кадр из фильма

И это буддийское прошлое отражено во всех его сценических костюмах.

  

   

Тем более, что он действительно вводит себя в определенное состояние, близкое к трансу, для того, чтобы люди попали в Зазеркалье. Карлик Перси единственный из всех странствующих актеров имеет целиком сшитый гардероб (что и понятно). Через его наряды можно проследить историю моды.

  

  
  К этнической одежде Моник прибавила элементы костюмов средневековья, ренессанса, барокко. Также с этими эпохами костюмы связаны по колориту. Тщательно продуманная гамма для Валентины, которую играет модель Лили Коул известная своей нестандартной внешностью, включает драгоценные, нежные оттенки розовых, зеленых и сиреневых тонов. Они прекрасно гармонируют с её рыжими тициановскими волосами и бледной кожей, отсылая нас к портретам времен эпохи Возрождения.

    

кадр из фильма и фреска Гирландайо

Доктор Парнас напоминает портреты Рембранта

  

и немного Репина.

  

Все меняется, когда к ним попадает Тони. Костюм Тони монохромен, как монохромен его внутренний мир, лишенный красок.

  

кадры из фильма

Недаром, он в балагане изображает Пьеро. Во-первых, он тоже черно-белый по костюму, во-вторых, в комедии дель Арте Пьеро - это ловкий слуга, который добивается своей цели, прикрываясь благодушием. Это уже позже он получил статус незадачливого романтического возлюбленного. Вот и Тони кажется не тем, кем он есть. При этом он пытается изменить декорации в шоу, и делает их черно-белыми.

    

костюмы на выставке в Лос-Анжелесе, кадр из фильма, костюм Пьеро

В Воображариуме есть волшебное зеркало, если пройти сквозь него, то попадаешь в свой мир, наполненный образами и эмоциями, которыми живешь. Когда туда попадает Тони, то костюмы его и Валентины, которая в этом мире становится его женой, становятся тоже монохромными. Только черный, белый и красные цвета. Костюм героини Коул лишается изысканной, сложной цветовой гаммы и многослойности. Это простые, лаконичные современные платья.

  

кадр из фильма и рабочий эскиз 

Она утрачивает свою индивидуальность, образ лишается ренессансной живописности. А ведь когда-то она была в Зазеркалье наядой, феей, прекрасным видением. В сложных, летящих, изящных платьях с распущенными русалочьими волосами.

    

 кадр из фильма, постер к фильму

С героиней происходит метаморфоза: в мире прагматичного, жесткого Тони может быть только такая рафинированная, скучная Валентина.

Образ Дьявола решен неожиданно, но интересно.

  

кадры из фильма

Своим обликом он невероятно напоминает булгаковских персонажей: Азазелло и Воланда одновременно. Одет по моде начала ХХ века, носит котелок, курит папиросу. Здесь, как и в костюме Тони, практически нет цвета, и в его облике есть что-то от гробовщика.

  

 кадр из фильма "Мастер и Маргарита" и иллюстрация к книге М. Булгакова

Яркие образы персонажей этой красивой сказки поддерживаются фантастически красивыми декорациями. Зазеркалье создано с помощью работ известных американских художников и мультипликаторов. Это была сознательная идея режиссера, который не хотел придумывать что-то новое, а просто взял за основу американскую классику.

В мире Тони – карьериста угадываются пейзажи Гранта Вуда (Grant Wood)

  

 кадр из фильма и картина Г. Вуда

Мир маленького мальчика, случайно попавшего в Зазеркалье и состоящий из карамели и конфет, навеян работами мультипликаторов Tex Avery и Chuck Jones .




кадр из фильма

Романтические картины построены на живописи Максфилда Пэрриша (Maxfield Parrish), известного своими сказочными сюжетами и тем, что в своих работах художник использовал только синие, сиреневые, желтые и черные краски, накладывая их определенным образом.

   
 кадр из фильма и репродукция картины М. Перриша

Еще есть забавное Зазеркалье дамы – шопоголика.


 кадр из фильма

Мир этого фильма красив и волшебен, работа художников безупречна. Во всё это роскошество вложено столько таланта и интеллекта, что, не может не трогать зрителя. Между тем эта картина вызывает неоднозначную реакцию у публики. Понятно, что визуальное по-разному воспринимается людьми, не стоит ни кому навязывать своё видение, но я надеюсь, что всё - таки натуры тонко чувствующие, художественные поймут, оценят и полюбят этот фильм. И последнее, по поводу костюмов Моник Прудом. По работе с цветом и структурой ее работы к этому фильму напоминают коллекции дизайнера Кристиана Лакруа.

    
Tags: Гиллиам, голливудские художники по костюмам, художники по костюмам
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author