Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Пьеро Този. Костюмы и сценография к спектаклю "Трактирщица".

Мой ЖЖ постепенно превращается в фэн-сайт итальянского художника по костюмам Пьеро Този, но он того стоит)

Сегодня я хочу рассказать вам о костюмах не к фильму, а к спектаклю далекого 1952 года - "Трактирщица" ("La locandiera"), поставленному Лукино Висконти в венецианском театре "La Pergola". Несколько лет назад, на выставке "Omaggio al Maestro Piero Tosi", эти костюмы очаровали меня совершенными линиями и мягким цветом.


Костюмы П. Този к спектаклю по пьесе Гольдони "Трактирщица". Фото моё


"Трактирщица" (еще вариант перевода названия "Хозяйка гостиницы") - это комедия в трёх действиях, написанная Карло Гольдони в 1753 году, т.е., в эпоху рококо. Но "у Висконти [в спектакле]... никакого кокетства, ничего такого, чего вы могли бы ожидать, - ни кружев, ни бантов, ни цветов, в духе Фрагонара, - пишет Л. Скифано в книге "Висконти. Обнаженная жизнь"




Сцена из спектакля "Трактирщица".




Эскиз костюма Мирандолины с образцами цвета и фактуры. Художник по костюмам П. Този. Взято из книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie"


Всех актеров - Мастрояни, Паоло Стоппу и других, он заставил носить корсет от талии до подмышек.




Сцена из спектакля "Трактирщица". Справа - 28-летний Марчелло Мастрояни




Костюмы из спектакля "Трактирщица" на выставке во Флоренции


Джанрико Тедески, игравший графа Альбафьориту, говорит, что корсеты "придавали нам статность, известную строгость облика - они были нужны для того, чтобы мы двигались на сцене осанисто, с необыкновенной элегантностью. Это требование держать осанку в постановке, которая во многих других отношениях была ультрасовременной, отлично характеризует его аристократизм и его скрупулезность. Мы и вправду выглядели как силуэты героев Лонги и больших жипосцев 18 века".




Сцена из спектакля "Трактирщица".




Эскиз костюма Деяниры. Художник П. Този. Взято из книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie"


Чтобы еще больше упростить одежду, Висконти приказал даже отпороть пуговицы...




Актеры Паоло Стоппа и Рина Морелли (к слову, любимая актриса Висконти, которая снималась у него в фильмах "Чувство", "Леопард", "Невинный") в спектакле "Трактирщица" Гольдони, режиссер Лукино Висконти (фото частная коллекция).
"Театральный портной из "Перуцци", тот, который, с Нино Новарезе сделал большое количество восемнадцатого века и считался Мастером, - вспоминал Този, - смотрел на меня, как на дурака. Большой проблемой было сделать более современное плечо. Я чувствовал по их взглядам, что они думали: "Сейчас придет Висконти и мало всем не покажется"




Эскиз костюма. Художник П. Този. Взято из книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie"




Pietro Longhi. A Lady receiving a Cavalier 1745-55


От костюмера ("спасибо" переводчику за неточный перевод профессии, конечно, от художника по костюмам) Пьеро Този Висконти требовал "поженить" Лонги с Моранди. Он воскресил форму, подлинный цвет, оттенки матового, белого, как мел, палево - голубого, цвета бутылочного стекла, густые, плотные тона, гармонирующие с молочным светом небес и земли"





Натюрморт Д. Моранди




Эскиз декорации П. Този. Взято из книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie"




Эскиз декорации П. Този. Вдвоем с Моранди они уговорили Висконти изменить цвет стен. Взято из книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie"




Сцена из спектакля





Джорджо Моранди (1890 — 1964) — итальянский живописец и график, на творчество которого повлияли фрески Джотто, натюрморты Ф. Сурбарана и картины Ж.-Б. С. Шардена.




Фреска Джотто




Натюрморт Д. Моранди. У Джотто художник позаимствовал мягкую цветовую палитру




Натюрморт Сурбарана




Натюрморт Д. Моранди. У Сурбарана - магический ритм объемов и геометрических фигур




Картины Д. Моранди можно увидеть в фильме Ф. Феллини "Сладкая жизнь"




и фильме Антониони "Ночь". Статичность полотен художника хорошо перекликается с холодноватой сдержанностью игры Марчелло Мастрояни




При Обаме картины Моранди украшали стены президентской резиденции

"Он [Висконти] сказал мне, что визуально это должно быть, как в "Женитьбе" Лонги, венецианского живописца XVIII века, и у Джорджио Моранди - вспоминал художник по костюмам Пьеро Този, - у Лонги позаимствовать правдивость, исторический крой костюмов; у Моранди - чистоту палитры, цвет, оттенки, освещенность. Цвета должны были быть именно "моранди", мягкими.




П. Лонги "Женитьба"


Висконти предложил Моранди выполнить всю художественную работу, но тот ответил, что никогда не ходил в театр, и не обучался этой профессии. Под настойчивостью Висконти, он согласился посмотреть одобренные эскизы и высказать свое мнение. После утверждения рисунков у Лукино, я отправился в Болонью, чтобы показать их Моранди. На самом деле, я был не совсем согласен с решениями Висконти. Он имел свое видение, но проигнорировал мое. Когда я встретил Моранди, и он увидел мою папку, выяснилось, что правда на моей стороне. Я попросил художника расписаться, одобряя именно мой вариант, на каждом листе пьесы, пестревшего помарками режиссера, что должно быть изменено в костюмах.
Когда я вернулся и открыл папку Висконти, тот посмотрел эти замечания и принял их без слов, даже те, что ранее отклонил".



Эскиз костюма Ортензии. Художник П. Този. Взято из книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie"






Хочется обратить ваше внимание на образ главной героини, трактирщицы Мирандолины. Вроде бы, очень простой костюм, но совершенный по линиям, цвету и пропорциям




Сцена из спектакля




Эскиз костюма Мирандолины. Художник П. Този. Взято из книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie"


Оттенки бежевого и коричневого "зажигает" голубая ленточка, на которой висят ключи. Столкновение теплых цветов с каплей холодных - отличительная черта живописи эпохи рококо, такой контраст дает ощущение легкости, воздушности





При этом Този сознательно отказался от шелка и атласа, а выбирал текстуры грубые, похожие на ткани ручной работы, которые хорошо красились в "морандивские" цвета - розовый, бело-серый. Чтобы передать матово-меловой стиль живописи Моранди, художник использовал тяжелый, толстый лен, который, в отличие от шелка, не блестит, а поглощает свет. К тому же, к этой палитре он еще добавил цвета, позаимствованные с картин Шардена.




Костюм Мирандолины. Фото с выставки




Фрагмент костюма Мирандолины




Jean-Baptiste-Simeon Chardin. Girl with Shuttlecock.




Пьетро Лонги "Прачка"


Изящество линий шнипа фартука отсылает нас к светским портретам Шардена и Хогарта






William Hogarth - Graham Children





"Трактирщица" имела необычайный успех и спектакль отправился в турне по Европе. В ночь премьеры в Париже, как вспоминал Този, было все высшее общество: от герцога Виндзорского и Ротшильдов до Жана Кокто.
Сегодня, этот спектакль уже классика. Он изменил отношение к итальянскому театру, который до этого воспринимался только как веселые представления в стиле Комедиа дель Арте.

Источник информации:  интервью П. Този и книги "Piero Tosi. Costumi e scenografie" и  Л. Скифано
"Висконти. Обнаженная жизнь" (очень рекомендую http://www.ozon.ru/context/detail/id/33835297/)


Посты на похожую тему:

Марля и "бабушкина тряпка" в костюмах "Медеи". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/386554.html

Интервью П. Този "Оскар? Я предпочел бы его получить во времена "Леопарда". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/259655.html

"Выставка художника по костюмам Пьеро Този во Флоренции" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/310999.html

Пруст и римское барокко в фильме Л. Висконти "Невинный". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343970.html

Придворный костюм в фильме Л. Висконти «Людвиг» http://la-gatta-ciara.livejournal.com/298179.html

Шляпки С. Мангано в фильме Л. Висконти "Смерть в Венеции". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/295192.html

и еще много по тэгу "Пьеро Този")

Tags: 18 век, Висконти, Италия, Пьеро Този, женское в мужском, корсет, театр, цвет
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author