Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Выставка в Эрарте. Костюмы Д. Донати для фильмов Ф. Феллини.

И еще про одну выставку, которая сейчас проходит в Санкт-Петербурге я хотела бы вам рассказать.
Пропустить ее я никак не могла, ведь на экспозиции "Восхитительный мир Феллини" (музей "Эрарта", Васильевский остров) представлены костюмы Данило Донати и Пьеро Герарди, ответственных за визуализацию сложных фантазий великого режиссера.
Про художника по костюмам Данило Донати я уже вам рассказывала, как и про его сотрудничество с ателье "Фарани", где они вместе в П. Фарани создавали невероятные ткани и фактуры. Пьеро Герарди достоин отдельного поста, поэтому я разделила свой фоторепортаж на две части. Сегодня смотрим на костюмы с интересными фактурами от Данило Донати.




Выставка "Восхитительный мир Феллини". Почти все фото в посте - мои.

Чтобы понять эстетику Феллини, надо знать, что он работал карикатуристом до того, как пришел в кино. Любая его кино-история - это мир гротеска и ярких образов. Для художников по костюмам работа с Феллини была адом - он бесконечно фонтанировал идеями, отменял придуманное накануне и требовал моментальной реализации новых замыслов. Как вспоминал Този, у Феллини не было такого понятия, как конец съемочного дня или выходные, он постоянно держал художников "в тонусе".

Отсюда, некоторая небрежность в исполнении костюмов - приклеенные блестки, дешевые ткани и роспись маслом или акрилом. Кто работал в кино, тот знает: если режиссер срочно захотел костюм - не важно как и из чего ты его сделаешь, главное, чтобы он был на съемочной площадке к команде "Мотор!".


1. Костюмы к фильму "Сатирикон", 1969 г.


В книге Деборы Надулман Лэндис "Профессия: художник по костюмам" написано: "На момент съемок их первого совместного фильма - "Сатирикон" (1969) - Феллини, однажды назвавший Донати "великим ценителем искусства в теле костюмера варьете", был уже именитым режиссером. Феллини и Донати обсуждали этот фильм примерно месяц, прежде чем художник решил взяться за дизайн костюмов для маэстро. Позднее Донати вспоминал: "Феллини предоставил мне полную свободу действий, однако с первого дня я понимал, что он хочет увидеть нечто вечное и нереальное. Моей главной задачей было избавиться от любых ассоциаций с фабричной одеждой. Я придумал некоторую основную форму, которая подходила всем, но менял материалы и цвета, при этом сделал так, чтобы лица персонажей оставаались доминирующим фактором. Сложнее вссего было убрать вссе лишнее, оставив лишь метафизику"




Слева костюм Матроны (актриса Лючия Бозе). Туника из белого хлопка, плиссированного вручную, с широкой белой вуалью из тарлатана (тонкая, редкая кисея). Ателье Фарани, Рим.




Фрагмент костюма и парик Rocchetti & Rochetti, Рим. В одном из интервью Фарани рассказывал, что для ручной плиссировки был создан огромный пресс на котором плиссировали километры хлопка и шелка, и который в ателье прозвали "адской машиной".




Это фото не мое и с римской выставки, но просто для того, чтобы вы понимали, что это за "адская машина"




Костюм мужчины - римлянина. Плиссированная туника из коричневого хлопка со вставками из плюша. Ателье Фарани, Рим.




Модель и актриса Донйел Луна в роли Энотеи.




Костюм Энотеи. Широкая длинная туника из плиссированного черного хлопка. На груди две чашечки из позолоченного металла. На голове - широкая вуаль из черного тарлатана. Ателье Фарани, Рим.


"Сценарий служил Феллини лишь отправной точкой, и он никогда не придерживался его. Донати делился своим беспокойством: "С ним совершенно невозможно вести переговоры на практические темы, а сценарий для него не играет никакой роли. Единственное, что мне остается - готовиться к каждой конкретной сцене". Свой опыт работы с Феллини он охарктеризовал, как "хождение по лезвию ножа". "Федерико нельзя слушать, можно лишь интерпритировать его слова по-своему. Если станешь слушать его, сойдешь с ума. Единственный способ приблизиться к нему - по-своему истолковывать его указания"




Кадр из фильма "Сатирикон"




Слева костюм Трифены - Капучине. Состоит из длинной, плиссированной вручную туники и шелковой накидки, тоже плиссированной. Рукав скрепляется золоченными пуговицами из свинца. Ателье Фарани, Рим.




Костюм мужчины - римлянина, деталь. Туника плиссе из серого шелка и зеленого хлопка с вертикальными вставками из плюша цвета "синий павлин". Пуговки из серого свинца. Ателье Фарани, Рим.




Парик Матроны. Rocchetti & Rochetti, Рим. Кстати, на этом фильме работал и Пьеро Този в качестве гримера. Этого хватило, чтобы в последствии от Феллини отклонять любое предложение к сотрудничеству.







Марио Романьоли в роли Трималхиона.




Костюм Трималхиона (деталь). Состоит из двух частей: туника из серого хлопка, плиссированного вручную, на плечах застежка на маленькие позолоченные пуговки из свинца. Верхняя накидка сшита из черно-коричнего тарлатана со вставками из золотой фольги.


2. Костюмы к фильму "Клоуны", 1970 г.




Незадолго до своей кончины Донати признался, что из всех костюмов, что он создал за всю свою жизнь, он бы сохранил именно "феллиниевских клоунов".
Те костюмы, что можно увидеть в "Эрарте", снимались в сцене "показа мод клоунских костюмов")

"И тут разгорелся спор: а кто придумал костюм Белому клоуну? Нино сказал, что клоунам костюм придумывали супруги. С ним согласился Алекс. Реми однако утверждал, что дизайн разрабатывали великие кутюрье: "В роскоши эти костюмы соперничали друг с другом!" (из фильма Ф. Феллини "Клоуны")

Отрывок из фильма с "показом мод":




Ссылка, если видео не отображается https://www.youtube.com/watch?v=kiDpsAqVjis




Клоунский костюм из розового разрезного бархата. Шляпа в виде сахарной головы сделана из белого фетра. Ателье Фарани, Рим.




Деталь костюма






Костюм клоуна из расписанного вручную велюра.  Ателье Фарани, Рим.




Кадр из фильма "Клоуны"




Костюм из розового хлопка, расписанный футуристическими мотивами. Декорирован золотыми пайетками. Шапочка в форме сахарной головы сделана из бежевого фетра, украшена розовыми перьями. Ателье Фарани, Рим.




Деталь костюма. Тут видно, что он расписан вручную)




Кадр из фильма "Клоуны"




Костюм клоуна расшит большими, заостренными, разного оттенка зеленого, пайетками, вырезанными вручную. Ателье Фарани, Рим.
Клоунские туфли (от Pompei shoes), увы, не от этого костюма, жаль, что их поставили под манекен, они разрушают правильную композицию костюма.




Деталь костюма. Видна основа салатового цвета, к которой пришиты пайетки.




Вот такие "лодочки" обувались под подобный костюм (это можно увидеть и в фильме "Клоуны"). Фотография (из сети) известного французского клоуна Footitt. Кстати, недавно вышел замечательный, на мой взгляд, фильм "Шоколад", про клоунский дуэт Футит и Шоколад, где роль Футита сыграл талантливый внук Чаплина Джеймс Тьере. Забавно, что в фильме Феллини "Клоуны" снимались его отец и мать (Жан-Баптист Тьере и Виктория Чаплин)




Костюм клоуна с двойным рукавом, полностью покрыт крупными черными и золотыми пайетками, вырезанными вручную. Ателье Фарани, Рим.




Деталь костюма.



Кадр из фильма "Клоуны"



Это фото из сети, но на нем хорошо видна конструкция костюма.


3. Костюмы к фильму "Казанова Феллини", 1976 г. Премия Оскар за лучший дизайн к костюмам.

"Кто такой Казанова? Это - марионетка, которая смотрит на мир глазами из камня. Вокруг него ничего не происходит, все, что вы видите в фильме, это то, что видит Казанова своими каменными глазами, внутри себя, а не снаружи... Короче говоря, Казанова - это Пиноккио, который никогда не станет человеком".
(Феллини в интервью с "L'Espresso" 26 мая 1976 г.).







Кадр из фильма "Казанова"




Костюм Казановы сшит из муара цвета ржавчины. Жабо и манжеты сделаны из плиссированной тафты. Ателье Фарани, Рим.




Деталь костюма.


Принимая условность заявленную [в эпиграфе] режиссером, Донати разделил весь мир фильма "Казанова" по цвету и фактурам. Он старался следовать подлинному крою XVIII века, но использовал театральный прием в изготовлении костюмов.

Скажем, в сцене, которая происходит в доме маркизы Д'Урфе в Париже, он одел всех персонажей в тафту ярких пастельных оттенков, обшитую обильными рюшами и блестками. Актеры в этой сцене выглядят, как Laduree Macarons - известное французское лакомство, которыми украшен стол.




Кадр из фильма




Напомню, что именно макаруны от Laduree прислала режиссер София Коппола художнику по костюмам Милене Канонеро с просьбой сделать костюмы для фильма "Мария-Антуанетта" в подобной гамме. И розовый костюм Казановы там тоже снимался - на куафере Леонаре)


movieleo-leofront.jpg

Куафер Леонар из фильма "Мария-Антуанетта" С. Копполы


Сцена ужина в Парме одета в контрастное темное и светлое (как две футбольные команды), с обилием рюш и блесток.

"Мы были приглашены на вечер к господину Дюбуа... в Парме, которая в то время была поделена между испанцами и французами. В то время две цивилизации, два диаметрально противоположных взгляда на жизнь встретились за одним столом" (из фильма Феллини "Казанова").




Кадр из фильма "Казанова". "Темная команда" - испанцы, "светлая" - французы.




Кадр из фильма "Казанова". Это, конечно, француженка.




А это ее парик на выставке. Rocchetti & Rochetti, Рим.




На табличке было написано "Костюм знатной венецианки", на самом деле, это костюм знатной француженки, из сцены в Парме.
Платье сшито из бежевой тафты, драпировка стомака, отделка выреза и манжеты сделаны из (написано на табличке "искрящейся ткани"), думаю, из органзы. По краю воротника и манжет пришита оборка из этой же ткани со специально обмахренными краями. По краю декольте и на рукаве нашита пайеточная тесьма, на рукаве она перекрыта слоем органзы.
Ателье Фарани, Рим.




Фрагмент костюма.




Рукав, деталь.




Женские туфли из фильма "Казанова", выполненные в Pompei shoes, Рим




Женские туфли из фильма "Казанова", выполненные в Pompei shoes, Рим







Костюм знатного француза сшит из бежевой тафты и отделан драпировкой из бархатной ленты. Рукава и жабо - из органзы. Ателье Фарани, Рим.




Фрагмент костюма




Парочка костюмов знатных англичан испанцев. Извиняюсь, что общие планы костюмов из "Казановы" получились низкого качества - фотоаппарат не выдержал активной эксплуатации)




Костюм знатного англичанина испанца (фрагмент) сшит их коричневого панбархата, с бортами и высокими обшлагами, задрапированными коричневым атласом. Жабо и манжеты выполнены из кружевных оборок и пайеточной тесьмы. Ателье Фарани, Рим.




Деталь костюма.




Костюм знатного англичанина испанца сшит из дамасского атласа, борта и обшлага рукавов задрапированы черным атласом. Жабо и манжеты выполнены из кружевных оборок. Ателье Фарани, Рим.




Фрагмент костюма




Костюм знатной англичанки испанки. Платье из темно-серой тафты, стомак (треугольная пластина на корсаже платьев XVIII века) и вырез декольте задрапированы черным атласом с пайеточной тесьмой. Ателье Фарани, Рим.




Фрагмент костюма


Костюмы для "секс-гонки" в римском доме сделаны из яркого бархата с сочным геометрическим рисунком. Думаю, это намек на избыточную барочность Вечного города.



Кадр из фильма




Костюм знатного римлянина сшит из бордового бархата с отделкой из золотой тесьмы, декорирован бархатной драпировкой. Рубашка из красного шелка, спереди украшена цветным кантом. Ателье Фарани, Рим.




Деталь костюма, обшлага.




Костюмы римлян




Платья знатных римлянок сшиты из бархата и украшены графичной апликацией из бархата, шелка, тесьмы. Ателье Фарани, Рим.




Фрагмент платья




Фрагмент платья




Женские туфли из фильма "Казанова", выполненные в Pompei shoes, Рим


Не знаю, как для вас, для меня с фильмами Феллини неразрывно связано имя именно Данило Донати. "Несмотря на сложный опыт общения, Феллини называл себя с Донати due fratellini (двумя братьями)", - пишет Дебора Надулман Лэндис.
На самом деле, был еще один художник по костюмам, работавший с Федерико и получивший 2 Оскара за лучший дизайн костюмов к фильмам "8 1/2" (1963) и "La Dolce Vita" (1960), его звали Пьеро Герарди, но о нем - в следующий раз.


Расписание выставки https://www.erarta.com/ru/calendar/exhibitions/detail/bf5044ad-5ae8-11e6-b4db-8920284aa333/


Ссылки на похожие темы:

«Театральное ателье Фарани» и фильмы Пазолини: изобретая новые ткани. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/369243.html

Художник по костюмам Данило Донати: певец Ренессанса.http://la-gatta-ciara.livejournal.com/121065.html

Выставка в Риме "Одежда грез". http://la-gatta-ciara.livejournal.com/323246.html

Костюмы Д. Донати и Л. Капоцци. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/251044.html

Рококо: мужчина в цветах и порхающих бабочках. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html

Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/339181.html

Фильм "Мария-Антуанетта" и мода рококо. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/550.html

Tags: 18 век, 19 век, Данило Донати, Джеймс Тьере, Италия, Оскар, Феллини, ателье для Оскара, выставки, выставки кино-костюмов, итальянские художники по костюмам, кино-костюмы, материалы, музеи, художники по костюмам
Comments for this post were disabled by the author