Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Выставка Фортуни в Эрмитаже: от итальянского Ренессанса до "Аббатства Даунтон".

6 декабря в Санкт-Петербурге в помещении Главного штаба (Эрмитаж) открылась выставка "Мариано Фортуни. «Волшебник из Венеции». Коллекционер. Художник. Кутюрье".
Это совместный проект Эрмитажа и Городских музеев Венеции, которые предоставили для выставки более 150 работ, в основном, из Музея Фортуни (Палаццо Песаро дельи Орфеи). Помимо этого, там можно увидеть  итальянские  средневековые и ренессансные ткани из коллекции Эрмитажа, платья, обувь, модные иллюстрации из коллекции Н. С. Мустафаева, современные ткани, созданные по образцам самого Фортуни и произведенные на его фабрике в Венеции.
Мне посчастливилось побывать на открытии выставки, и я предлагаю вам посмотреть небольшой фоторепортаж.
Не судите строго - фото сделаны через стекло и при слабом освещении...

Деталь платья - "дельфоса" из коллекции Н. С. Мустафаева. Почти все фото в посте - мои.





Мариано Фортуни. Подушка.


Мариано Фортуни был известен своими плиссированными платьями - "дельфосами" и набивными, чаще всего, бархатными тканями, из которых шились модели в средневековом или этническом стиле. Сначала бархат окрашивался в нужный цвет, а потом печатался рисунок (подробнее в моем посте http://la-gatta-ciara.livejournal.com/35065.html)
Свое вдохновение Мариано Фортуни черпал в ренессансных тканях и картинах.




Фрагмент ткани XVI в., Италия (Фонд Венеции), ткань с узором "Цветущая ветвь", Флоренция XV в. (Эрмитаж), фрагмент ткани с крупным узором, XVI в., Венеция (Эрмитаж) 


На выставке представлено множество рисунков для тканей Фортуни






Есть и образцы самих тканей, сделанных на фабрике Фортуни в Венеции еще при его жизни




Тюльпаны на ткани напоминают роспись этой тарелки







А здесь в рисунке текстиля от Фортуни явно присутствуют средневековые мотивы



Мариано Фортуни. Ткань. 1920 гг, Венеция. Шелковый бархат; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.


Очень интересно было посмотреть на подлинные деревянные блоки, с помощью которых печатались рисунки на тканях



Блок Фортуни




Мариано Фортуни. Рисунок для печати на ткани. После 1910 г., Венеция. Карандаш, тушь на вощеной хлопковой ткани. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.




Модель в готовой накидке


На выставке можно увидеть даже лекала костюмов с рисунками набойки.



Мариано Фортуни. Жилет. После 1910 г. Шелковый газ; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.






Фрагмент жилета




Еще образец подлинной ренессансной ткани - фрагмент ткани с крупным бархатным узором и золотой петлей. 1630 - 1650 гг. Флоренция. Шелк, золоченые нити, бархат, шелковая ткань. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Мочениго.




Деревянные блоки для набойки.


На этих блоках видны остатки металлизированных красок, которые Фортуни использовал для придания ткани ренессансной фактуры.






На фото барышня наносит краску на блок.




Мариано Фортуни. Пробный оттиск. После 1907 г. Венеция. Шелковый бархат, бумага; печать. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.





Мариано Фортуни. Манто персикового цвета с набивным узором. 1920 - 1930 гг. Венеция. Шелковый бархат; набойка. Собрание Фортуни Inc.




Мариано Фортуни. Театральный костюм (фрагмент). Отелло. Ок. 1930 г. Венеция. Шелковый бархат; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни.





Совершенно неожиданно на этой выставке в Эрмитаже оказались костюмы из сериала "Аббатство Даунтон". Ничего странного в том, что подлинные костюмы снимались в шоу нет - они были предоставленны художнику по костюмам Анне Роббинс фирмой Fortuny Inc. (6 сезон, 9 эпизод).




Мариано Фортуни. Пальто - кимоно голубое с набивным узором (фрагмент). 1920 - 1930 гг. Венеция. Шелковый бархат, набойка. Собрание Фортуни Inc. Выставка в Эрмитаже.




Это же манто снималось в сериале "Аббатство Даунтон". Фото из сети.




Бархатное пальто с набойкой на леди Мэри в сериале (фото http://fortuny.com/downton-abbey-wardrobe-visionary-calls-on-fortuny-for-final-season/)




и на выставке в Эрмитаже




К сожалению, это фото НЕ С ВЫСТАВКИ, а с сайта http://fortuny.com/history/ У нас это выглядит так:







Костюмы, предоставленные для съемок телешоу, выставлялись на выставке FIDM (левого пальто к нам не привезли). Фото взято https://www.facebook.com/pg/fortunyvenezia/photos/?tab=album&album_id=1214754188565869


А вот "красный костюм леди Мэри" можно увидеть на выставке



Промо к сериалу "Аббатство Даунтон". Фото из сети




"Костюм леди Мэри" на заднем плане на фото с выставки в Эрмитаже.

Это знаменитые платья - "дельфосы". На них, правда, не выставили свет, говорят, забыли провести в витрину освещение. Я воспользовалась тем, что платья осветили софитами телевизионщики... (Про "дельфосы" я писала здесь: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/33027.html)

Эрмитаж поддержал тему "античности" статуей и барельефом




На мониторе показывают запись коллекции "Валентино", сшитой из тканей "Фортуни" на фабрике до сих пор выпускающей ткани по эскизам и технологии Фортуни "Фортуни Inc."(я писала об этом показе http://la-gatta-ciara.livejournal.com/357916.html)





Вот одно из платьев этой коллекции (фото VOGUE):




Фирма "Фортуни Inc."подарила Эрмитажу ткань, изготовленную по эскизам Мариано Фортуни, которой музей обил стенд.




Теперь немного о вещах, предоставленных для выставки коллекционером Назимом Султановичем Мустафаевым.






Мариано Фортуни. Подушка. 1909 г., Венеция. Шелковый бархат; набойка. Фонд Городских музеев Венеции, Палаццо Фортуни. Туфли (к платью "Элеонора"), 1920-е гг. Лондон. Мастерская W. H. Smith. Шелковый бархат с набойкой производства Фортуни, кожа. Собрание Назима Мустафаева.
 

Оказывается, Эрмитаж тоже не умеет экспонировать костюм, что очень грустно. Я поэтому не стала выше выкладывать фото одетых манекенов в полный рост - чтобы не отбить у вас охоту пойти на эту выставку.
Сравните:



На фото выше - платье "Элеонора" в каталоге, и это же платье (на фото ниже) - на манекене на выставке:



Мариано Фортуни. Платье, модель "Элеонора". 1920-е г, Венеция. Шелковый бархат; набойка. Собрание Назима Мустафаева


Мне повезло увидеть эти вещи дома у Назима Султановича.




Фотографии не способны передать нежную переливчатость бархата и деликатность набойки






Еще один экспонат выставки из коллекции Назима Султановича - платье - "дельфос".

 

На фото крайнее слева





Мне была предоставлена уникальная возможность рассмотреть это платье подробно...




Оно казалось живым и похожим на волосы русалки) Посмотрите сами:









Искренне надеюсь, что Эрмитаж подсветит эти платья на выставке и все посетители тоже смогут полюбоваться переливами шелка.

И послесловие.

Эпиграф: "Можно вывезти девушку из деревни, но нельзя вывести деревню из девушки".

Почему такой странный эпиграф?

Потому что: при всем том, что выставка прекрасна по своему наполнению, по тому, как организаторы чудесно раскрыли этапы создания удивительных тканей и моделей (во многом благодаря участникам выставки, предоставившим уникальные экспонаты - некоторым даже не хватило места!), есть у нее один существенный минус - само выставочное пространство скучно и уныло, как провинциальный этнографический музей времен СССР. В этой экспозиции не чувствуется любви к самим экспонатам, иначе не было бы покосившихся манекенов, плохо освещенных платьев и подлинных бархатов от "волшебника Фортуни", лежащих на уровне пола.  Кто бывал в Палаццо Фортуни в Венеции наверняка помнит ту мистическую атмосферу, которую создают ткани и знаменитые светильники, которые на выставке в Эрмитаже стыдливо висят при входе у вывески. Ведь можно было привлечь настоящих дизайнеров выставочных пространств и для этой экспозиции, но Эрмитаж не стал этого делать - ведь сойдет и так.
И не нужно мне рассказывать о трудностях с манекенами и деньгами - я знаю массу примеров, когда и с этими проблемами люди блестяще справлялись при большом желании и чувстве ответственности перед зрителями.

И тем не менее!
Видеть эту выставку нужно!
Конечно, придется ехать в Питер (в Москву ее не привезут - это проект Эрмитажа), тем более, что там сейчас проходит еще одна интереснейшая выставка - но об этом чуть позже.

Официальное описание выставки на сайте Эрмитажа https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what-s-on/temp_exh/2016/marianofortuni/?lng=ru

Для москвичей напоминаю, что сейчас в городе проходят прекрасные выставки:

Выставка "Элегантность и роскошь Ар Деко" в Кремле. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/381740.html

и продлили до 22 января "Выставку старинного костюма в музее Пушкина" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/378214.html

Мне же еще очень понравилась выставка "СЕРГЕЙ ЭЙЗЕНШТЕЙН "МОНТАЖ АТТРАКЦИОНОВ" в Мультимедиа Арт Музее http://www.mamm-mdf.ru/exhibitions/montaj-attraktsionov/ - считаю ее идеальной. Там можно увидеть уникальные материалы, собранные из разных источников и прочувствовать личность режиссера, благодаря прекрасно выстроенному (и стильному) выставочному пространству. Очень советую вам ее посетить!




И ссылки по теме поста:

МАРИАНО ФОРТУНИ. СТИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ. часть 1: плиссировка http://la-gatta-ciara.livejournal.com/33027.html
КАРТИНКИ. ФОРТУНИ, ПЛИССИРОВКА (картинки) http://la-gatta-ciara.livejournal.com/33658.html
МАРИАНО ФОРТУНИ. СТИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ. часть 2: набойка (набивка тканей) http://la-gatta-ciara.livejournal.com/35065.html
Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 1. 1920-е. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/342657.html
Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 2. Необычности. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/343540.html
Как одевают выставки костюмов. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/376238.html
Tags: 1910, 1920, Аббатство Даунтон, Дома мод, Италия, Н. С. Мустафаев, Фортуни, выставки, коллекционеры, музеи, обувь, ренессанс
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author