Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Золушки и их башмачки.

Наверное, если бы проходил конкурс на самую популярную сказочную героиню, то его бы выиграла Золушка. Простая, но красивая история каждой юной барышне давала (и дает!) надежду вырасти умницей – красавицей и обрести свое сказочное счастье с прекрасным Принцем.




Кадр из фильма "Поцелуй для Золушки", 1925 г.


1. Немые Золушки.


Неудивительно, что к этой сказке кинематограф проявил интерес сразу же, практически, с первых лет своего существования. Подумать только, сам Мельес, аж в 1899 году!, снял первый вариант истории про хрустальный башмачок!




Кадр из фильма "Золушка", 1899 г.


Пишут, что на стилистику этого фильма, как и на все творчество Мельеса (о котором Скорсезе снял чудесный фильм «Хранитель времени») повлияло творчество Гюстава Доре.




Иллюстрации Гюстава Доре к сказке "Золушка".





5-минутная картина Мельеса имела большой успех! Вы можете ее посмотреть ниже:




Но мы не будем подробно останавливаться на всех экранизациях – их более двадцати, а вспомним только несколько самых интересных.
Любителям немого кино предлагаю посмотреть еще одну версию, теперь уже американскую, 1914 года с Мэри Пикфорд в главной роли.




На мой взгляд, забавно в ней смотрятся ренессансные костюмы Золушки и Принца среди придворных, разряженных по моде XVIII века. Ну что сказать, в то время еще не было специализированных костюмерных складов, да и профессии «художник по костюмам» тоже не было, наряды брали на прокат в театре - что нашли, то и надели (про первых художников по костюмам я писала тут http://la-gatta-ciara.livejournal.com/178628.html и про первый киносклад костюмов Western Costume Company здесь - http://la-gatta-ciara.livejournal.com/14225.html)




Кадр из фильма "Золушка", 1914 г.


Делаем большой скачок и переходим сразу к фильмам нашего времени.
Я уже писала про отечественную версию "Золушки" (вот пост) и чешский хит всех времен и народов "Три орешки для Золушки" (читайте тут). Поэтому теперь мы поговорим о другой американской экранизации знаменитой сказки Ever After: A Cinderella Story (1998), снятой в стиле французского Возрождения и названной в нашем прокате «История вечной любви».

2. «История вечной любви». Почти хрустальная туфелька.




Кадр из фильма «История вечной любви»


У меня этот фильм вызвал интерес своими опять-таки ренессансными костюмами, созданными известным британским художником по костюмам Дженни Бивен (Jenny Beavan) (я совсем немного писала о ней в старом посте про фильм "Шерлок Холмс" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/1735.html).



Эскиз костюма Даниэль - так в этом фильме зовут Золушку. Как мы помним, "Золушка" - это не имя, а прозвище, производное от "зола" .




Кадр из фильма «История вечной любви»


Впечатлила и сюжетная задумка фильма - все действие сказки закручено вокруг портрета Леонардо да Винчи, известного как
La Scapigliata (или Testa di fanciulla detta la scapigliata)



Кадр из фильма «История вечной любви»


Мачеха, традиционно, одета в зеленое - цвет, символизирующий зависть и злобу.





Кадры из фильма «История вечной любви». Мачеха в исполнении Анжелики Хьюстон.




Платье Мачехи. Художник по костюмам Дженни Бивен




Эскиз костюма Принца.




Кадр из фильма «История вечной любви»


Интересно было решено ключевое бальное платье Даниэль - осыпанное жемчужинками и имеющее полупрозрачные крылья то ли бабочки, то ли мотылька, придающее героине хрупкость и эфимерность.






Кадр из фильма «История вечной любви»


Сегодня это платье можно часто увидеть на выставках кино-костюма, поэтому у нас есть шанс разглядеть его поподробнее.









Особенно трогательно и образно этот наряд смотрится после того, как Принц отвергает Даниэль, обозвав ее самозванкой: героиня становится похожей на мотылька, который обжег свои нежные крылышки, неосторожно приблизившись к манящему его огню...





Позабытая (почти хрустальная) туфелька - мюли...



К слову сказать, к созданию знаменитой "хрустальной туфельки" в этом фильме приложила руку знаменитая марка обуви «Сальваторе Феррагамо».

И коль уж зашла речь о дизайне обуви, хочется напомнить вам, что не так давно Кристиан Лабутен, о туфлях которого мечтает каждая модница, создал свою пару башмачков для Золушки - но не для съемок фильма, а для выставки «Disney Princess» в честь ремейка классического мультфильма 1949 года о сказочной красавице. «Мне очень повезло, что я имею возможность прикоснуться к миру Золушки, настолько символическому для мира обуви и мира грез», – говорит Кристиан Лабутен.




Кадр из мультфильма "Золушка", 1949 г.





Эскиз Лабутена.


Именно в этих туфельках блистала на премьере в 2015 году актриса Лили Джеймс, исполнительница роли Золушки в недавней экранизации.










3. Фильм "Золушка", 2015. Хрустальный башмачок.

Художником по костюмам на последнем диснеевском фильме «Золушка» была Сэнди Пауэлл (Sandy Powell), которая известна своей любовью к ярким краскам.




Художник по костюмам Сэнди Пауэлл.


Поэтому цвета в этой сказке много. На вопрос журналистов, какой смысл вкладывала художница в колористику фильма, Сэнди ответила, что даже не думала об этом, а просто следовала вслед за своей интуицией (наверное поэтому я и не являюсь поклонницей творчества этой художницы ;-)




Промо к фильму "Золушка", 2015 г.


Если бы не гигантский бальный кринолин Золушки, думаю, всем остальным запомнился бы лишь стиль Мачехи в исполнении блистательной Кейт Бланшетт.




Рисунок платья Мачехи. Художник по костюмам Сэнди Пауэлл.




Джоан Фонтейн в фильме "Ребекка" 1940 г.


"На самом деле, я отталкивалась от образов Марлен Дитрих и Джоан Кроуфорд, но из фильмов, снятых в 1940-х годах в костюмах XIX века", - рассказывала в интервью Пауэлл. "По какой-то причине это был первый образ, который пришел мне в голову: волосы и макияж 1940-х и большие драматические шляпы, а-ля 40-е, но с имитацией XIX-го века. Я начала с того, что разглядывала фотографии актрис 40-х годов из фильмов - нуар. И это была наша отправная точка".




Промо к фильму "Золушка", 2015 г.






Кадр из фильма "Золушка", 2015 г.




Марлен Дитрих


Очень яркими получились дочери мачехи. Мне понравилось их нижнее белье - кринолины и турнюры. Это, конечно, фантазийный вариант, но забавный)











"Они вроде нуворишей", - говорит Пауэлл. "Это как люди, которые получили большие деньги и стали их сразу тратить на одежду, не имея хорошего вкуса. Все это выглядит немного вульгарно."





Про голубое платье Золушки художница говорит следующее: "Я знала, что не хочу делать его розовым, и тогда я подумала, что оно может быть белым, но, нет, не может быть, поскольку у нас есть сцена свадьбы, и там должно было быть платье такого цвета.




Свадебное платье Золушки.


После этого я подумала: зеленый - это было бы неправильно, желтый - неправильно, красный - неправильно. Я вернулась к синему, потому что это, на самом деле, наиболее привлекательный цвет, и только он казался соответствующим.




Эскиз бального платья Золушки.





Тогда я вспомнила, что и оригинал был синим, и поняла: невозможно было сделать никакой другой цвет, кроме синего, потому что он и есть - "синий бальный цвет Золушки". И я думаю, что миллионы маленьких девочек во всем мире были бы ужасно разочарованы, если бы я сделала неправильно".



Золушка в бальном платье из классической анимационной версии 1949 года.


Разумеется, самой интересной задачей для художника было придумать для ключевого бального платья свою уникальную деталь. У Золушки - Даниэль это были крылья мотылька, у Золушки - Эллы - это бабочки, усеявшие вырез лифа.
"Я думала о сцене, в которой будет происходить превращение Эллы в принцессу, пусть это и планировалось снять, как визуальный эффект", - вспоминает Пауэлл. "Имело смысл сделать некое украшение, но какое? Сначала я думала про цветы, но потом вспомнила о том, что Золушка близка с природой, ее друзья - это всякие зверьки и птички, и хорошо было бы, если бы они помогли ей сделать это платье. И я просто посадила на него бабочек, которые вспархивали и улетали, когда Элла кружилась".





Ну а башмачки? Они были "классическими", по версии Перро - из хрусталя. Сделала их для фильма фирма "Сваровски".









Эти башмачки недавно экспонировались на обувной выставке в музее V&A.


4. Фильм "Чем дальше в лес". Золотая туфелька.

Нельзя обойти нашим вниманием еще одну Золушку, потерявшую свою туфельку на экранах кинотеатров в прошлом году.


INTO THE WOODS





Золушка в фильме "Чем дальше в лес" (Into the Woods) - одна из главных героинь, поэтому ее образ вписан в общее стилистическое пространство картины.

Художник по костюмам фильма Колин Этвуд (Colleen Atwood) (у меня ей посвящен целый тэг http://la-gatta-ciara.livejournal.com/tag/Колин%20Этвуд) рассказывала позже в интервью: "Большую сложность для меня, с эстетической точки зрения, представлял костюм Золушки. Потому что наша Золушка не могла носить традиционное большое розовое или голубое платье, являющееся мечтой каждой маленькой девочки. Душа матери этого персонажа жила в иве, и мы хотели отразить это в костюме героини. Я искала фактуру ткани, похожую на крыло бабочки, и мой выбор пал на золотое ламе 1930-х гг и органзу, которые отлично передали этот эффект. В итоге получилось, что платье немного напоминает о матери, оно немного сказочно - принцессное и, в то же время, современное. В платье словно заложено сомнение: "А действительно ли я хочу быть принцессой?".










На этой фотографии видно, что туфельки Золушки не хрустальные, а золотые. Как рассказывала в интервью Колин, это потому, что они придерживались версии сказки братьев Гримм. "В сказке братьев Гримм, - пишет Википедия, - героиня сначала получает в подарок «туфельки, расшитые шелками и серебром», а в последний вечер – «туфли чистого золота». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Золушка)

Поскольку большая часть действия картины происходит в темном лесу, блестящие фактуры смотрелись особенно выигрышно.
По той же причине бликующие, светоотражающие тканни присутствуют и в костюмах Мачехи и ее дочерей. Но отрицательный характер этих персонажей проявляется в большом количестве черной отделки.





Жаль, мы не успеваем насладиться красотой этих костюмов и оценить по достоинству изящество аппликаций и ручной вышивки... Но такова судьба кинокостюма.





Думаю, последние две работы художников выдвинут на премию "Оскар" в этом году. Поживем – увидим. А пока идут праздничные дни, желаю всем юным барышням найти свой хрустальный башмачок и неприменно - с Принцем в придачу!))







Ну и напоминаю два поста про других "Золушек":

"Золушка" 1947 г. Почти сказочная история. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/352994.html

"Три орешка для Золушки". Сказочный ренессанс. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/231670.html

И похожие посты:

Четыре Ромео, четыре Джульетты. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/244200.html

Анна Каренина и ее гардероб: в ногу со временем.http://la-gatta-ciara.livejournal.com/157257.html

Мушкетеры: кино и мода. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/309658.html

Бонд. Джеймс Бонд. Бессмертная элегантность, достойная подражания. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/160966.html
Tags: Д. Бивен, Колин Этвуд, Марлен Дитрих, Сэнди Пауэлл, голливудские художники по костюмам, мода и кино, мультипликация, немое кино, ренессанс, сказка, художники по костюмам
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author