Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Художник по костюмам Варя Авдюшко. Моё интервью. Часть 2.

Как и обещала, сегодня выкладываю вторую часть интервью с замечательным художником по костюмам Варей Авдюшко (1-я часть здесь).
Теперь рассказ пойдет о работе Вари на популярных отечественных проектах.




Художник по костюмам Варя Авдюшко. Фото из личного архива В. Авдюшко.



Глава 4. Музыкальные видеоклипы.


«Все началось в ранние девяностые, и как у многих наших художников, с рекламы и музыкальных видео. На мой первый ролик (я на нем работала гримером) меня позвал друг и художник Кирилл Мурзин – это был клип "А-Студио" "Солдат любви". Мы в то время с ума сходили по группе Army of lovers, их ролики и были нашим основным референсом – тогда же (да и не только тогда) главное было сделать так же круто, как и «у них», вот все и старались изо всех сил)).



Дальше было много интересных проектов, мне повезло познакомиться и поработать вместе с Александром Шевчуком, замечательным стилистом, который многому меня научил. Работ и приключений было много и разных, как и исполнителей: от Лики Стар и Ларисы Долиной до «Текилы джаззз» и «Чайфа»; от «Мечтать» и «Мегаполиса» до «Дюны».

Потом я познакомилась с прекрасной компанией очень увлеченных творческих ребят, их офис с павильоном находились на тайных задворках гостиницы «Орленок», там и придумывали, и снимали, и монтировали. Бюджеты были неочень большие, зато запала и выдумок было хоть отбавляй! Костяк этой команды составляли режиссер Андрей Новоселов и оператор Михаил Кричман. «Натворили» мы вместе достаточно много – всего уж не упомнишь, но «ураганили» весело и с удовольствием. Самая любимая работа с того времени – это клип Б. Б. Гребенщикова «Скорбец».



Ребята соорудили супер - установку из огромного количества фотоаппаратов для съемки эффекта freeze frame, декорации и костюмы тоже выдумывали и конструировали сами из подручных и природных материалов. Помню свой трепет и волнение – работать с Борисом Борисовичем было моей главной мечтой, которая, вдруг, сбылась.
От волнения подкашивались ноги и тряслись руки, что не помешало мне превратить его в единорога))). О настоящем пластическом гриме не могло на то время идти и речи и меня спасли веточки, мох, и … монтажная пена.




Съемки клипа "Скорбец". Борис Гребенщиков в образе Единорога. Фото из личного архива В. Авдюшко.


Костюм Девушки - яйца скручивали на месте из километровых лент мешковины,



Съемки клипа "Скорбец". Девушка - яйцо. Фото из личного архива В. Авдюшко.


Старца «вращивали» в землю с помощью настоящей коры, пней и той же монтажной пены.



Съемки клипа "Скорбец". Старец. Фото из личного архива В. Авдюшко.


Это было какое-то общее «комлание», какая-то творческая медитация.



Съемочная группа клипа "Скорбец". Фото из личного архива В. Авдюшко.


Глава 5. Фильмы "Ночной дозор" и "Дневной дозор".


В конце 90-х мы познакомились с Тимуром [Бекмамбетовым] и с этого момента стартует наша общая кино-история. Все началось с «Арены» («Гладиатрикса») (об этом проекте Варя нам рассказала в 1-й части интервью), а потом, с легкой руки Константина Эрнста, случились «Дозоры». Благодаря энергии Тимура и прекрасному материалу, у нас собралась замечательная группа единомышленников – все цеха, без исключения, были невероятно увлечены проектом, все старались сделать лучше, чем когда бы то ни было, придумывали, выкручивались, совершали невозможное.



Тимур Бекмамбетов и Варя Авдюшко на съемках фильма "Ночной дозор". Фото из личного архива В. Авдюшко.


Художник картины Валерий Викторов – поэт красоты, находил волшебство в "золоте" советских обоев, в конструкции кресел, в толщине рам. Он научил меня видеть и придираться к мелочам, которые вовсе и не мелочи. За работу мы взялись вместе с моей подругой - многолетним соратником и единомышленником - Машей Швачкиной, взялись, мало представляя, чем это нам грозит и с какого края к этому подойти. Киноопыта у нас за спиной, считай, никакого, а тут такая махина….




Варя Авдюшко (слева) и Мария Швачкина (справа). Фото из личного архива В. Авдюшко.


Изначальное решение Тимура по «Дневному» и «Ночному» дозорам - было максимально уйти от фэнтези, от классического образа вампиров и магов, сделать их знакомыми "ребятами из соседнего двора". Референсами для персонажей мне послужили … бомжи. В то время мы жили на Арбате, и я каждый день проходила мимо них, некоторых уже знала в лицо и по имени. Я одолжила у друзей фотоаппарат «Зенит» и ходила на «фотоохоту».




"Арбатские жители". Здесь и ниже - фото из личного архива В. Авдюшко.









Большинство костюмов покупалось на блошиных рынках или находилось на антресолях друзей, среди маминых тюков.
Кстати, как и большая часть мебели и реквизита. Например, элементы аппликаций - украшений для стен кухни ведьмы Дарьи мы нашли в квартире какой- то сумасшедшей старухи - она сама вырезала эти коллажи и обклеивала ими стены своей квартиры. Когда наши ребята-реквизиторы попали к ней в дом (по наводке соседей) то остолбенели. Чудом уговорили ее продать несколько коллажей и повесили их в декорацию.
Для Ночного дозора было выбрано направление советско - ностальгическое. Например, Гессер выглядит как обычный номенклатурщик, а вовсе не как белый могущественный маг.




Персонаж "Гессер" (актер В. Меньшов). Кадр из фильма "Ночной дозор".


"Дозоровцев" решили сделать сотрудниками "Горсвета", которых мы, вроде бы, каждый день видим на улице.




Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Фото из личного архива В. Авдюшко.




Кадр из фильма "Ночной дозор".


Униформу сделали из рабочих костюмов, которые стирали, варили, отбеливали, фактурили, обдирая в кровь руки, что бы придать им «живой» вид.




Кадр из фильма "Ночной дозор".


Ремни собирали по принципу «все свое ношу с собой», как рабочие-монтажники-плотники. Значки «Турист», которые носили все «Ночные», были отличительным знаком и неким отсылом к значкам ГТО, которые статусно положено было носить в советское время.



Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Персонаж "Антон Городецкий". Фото из личного архива В. Авдюшко.


Для Дневного дозора был выбран образ "западников-модников-беспредельщиков". Отсюда, и образ Завулона - он ходит в дорогущих шубах, в блестящих кольцах, спортивных костюмах.




Персонаж "Завулон" (актер В. Вержбицкий). Кадр из фильма "Ночной дозор".


Он - богатый пофигист, который не особо заботится о правильной комплектности костюма: может тапочки одеть с лисьей шубой и трениками.



Костюм Завулона. Фото из личного архива В. Авдюшко.


В создании костюмов для «Дневного Дозора» нам очень помогла Елена Давыдовна Ярмак. Для персонажей Виктора Вержбицкого и Жанны Фриске мы использовали роскошные меха ее бренда «Helen Yarmak», которые во многом и сделали их образ.



Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Персонаж "Алиса" (актриса Жанна Фриске). Фото из личного архива В. Авдюшко.


В «дозорах» много скрытых знаков и смыслов в элементах костюмов, например, у Медведя на воротнике значок Олимпийского Мишки...



Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Персонаж "Илья - Медведь" (актер А. Самойленко). Фото из личного архива В. Авдюшко.


В одной из сцен на Светлане надета брошка с элементом картины Крамского «Неизвестная». На тот момент фильма мы еще не знаем, что Светлана - могущественная волшебница, и нам неизвестно, что от нее ждать, для нас она – Незнакомка.




Персонаж "Светлана" (актриса М. Порошина). Фото из личного архива В. Авдюшко.


Старушка, одетая в блузку с плачущими ангелами, в следующей сцене умрет от действия Светланиной воронки



Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Фото из личного архива В. Авдюшко.


Ольга - Сова, пробывшая в заточении в птичьем теле много лет, выбирает из гардероба Костиной мамы откровенный "олдскул" и винтаж 60-х, 70-х годов.



Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Фото из личного архива В. Авдюшко.


Завулон на торжественный ужин в честь дня рождения Егора надевает рубашку с далматинцами - это же "детский" праздник...



Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Персонаж "Завулон". Фото из личного архива В. Авдюшко.


Честно говоря я уже всего и не припомню, но напридумывали там много)

На съемках не обошлось без происшествий. У Антона Городецкого (персонаж Кости Хабенского) была винтажная рубашка в полоску: розовую, желтую, голубую. Он в ней снимался почти во всех сценах в «Ночном дозоре». И тут появилась новая сцена, где он режет себе вены - кровь должна была забрызгать, запачкать рубашку... Что делать? Такой рубашки больше нет. В итоге, нашли похожую ткань, сшили рубашки для дублей, и потом мои золотые девочки по линейке, вручную рисовали недостающие полосочки!




Антон Городецкий (актер К. Хабенский). Фото из личного архива В. Авдюшко.


Исторические сцены с древней битвой на мосту, историю Тамерлана и Мела судьбы взвалила на свои хрупкие (это только на первый взгляд) плечи прекрасный художник Наталья Дзюбенко (мое интервью с Н. Дзюбенко читайте здесь: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/252695.html). Будь моя воля, я бы отмотала время сильно назад и сдалась бы к ней в ученики-студенты со всеми потрохами.



Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Фото из личного архива В. Авдюшко.




Референсы Вари Авдюшко к фильму "Ночной дозор". Фото из личного архива В. Авдюшко.


Глава 6. Фильмы "Ирония судьбы. Продолжение", "Черная молния", "Призрак", "Горько!".

Потом были еще и другие дорогие и любимые мною проекты, про все рассказывать – никакого интервью не хватит..)




Варя Авдюшко и Андрей Мягков на съемках фильма "Ирония судьбы. Продолжение". Фото из личного архива В. Авдюшко.


В картине «Ирония судьбы. Продолжение» главной моей задачей было сохранить в новом фильме ощущения и эмоции от героев, запомнившиеся зрителю из старого и столь любимого всеми фильма.




Кадр из фильма "Ирония судьбы. Продолжение". Фото из личного архива В. Авдюшко.


В «Черной молнии» нужно было придумать образ «первого российского супергероя», спасителя и защитника, но, опять же, главное было сделать его вероятным и близким всем зрителям, не «упасть лицом» в фэнтези.




Кадры из фильма "Черная молния".





На подготовку всего фильма «Призрак» мне дали рекордно мало времени. Одной из главных задач было придумать образ призрака Юрия Гордеева (персонажа Федора Бондарчука). Он должен был отличаться от простых живых людей - но не превращать же его в мистическое чудовище, и не одевать же в развивающийся саван?! Я вспомнила картинку - клише из морга с босыми ногами и номерком на пальце. Отсюда и родилась идея о том, что персонаж ходит по городу босой.




Кадр из фильма "Призрак".


Еще довольна тем как получился Ваня (Семен Трескунов) неудачник-ботаник, готовый на подвиги, ради любви и дружбы.




Кадр из фильма "Призрак".


Еще один проект, работу над которым я вспоминаю с большим удовольствием, это фильм «Горько!». Он мне нравится из-за его персонажей. Я очень люблю разглядывать людей, видеть красоту в тренировочных костюмах, в жутких галстуках, в платьях с люрексом. Люблю «влезать в шкуру» людей и смотреть на мир их глазами. Порой, когда я выбираю то или иное платье, мои ассистенты не понимают меня и говорят: «Это же ад!». Да, возможно, это ад - для нас, а с точки зрения героини, которой предназначается платье – это красота и роскошь.
И «Горько!» как раз стал для меня раздольем для вот такого подсмотренного фантазирования. Ведь все герои из фильма - они реальны. Во время подготовки я пересмотрела часы хоумвидео на ю-тубе и тонны фотографий на «Одноклассниках» и «В контакте», и все мои персонажи основаны на реальных людях.
Мамаша главной героини (Елена Валюшкина) – "Королева-мать", "голубая кровь" провинциального городка, подворачивает ноги на каблуках, ковыляя по бездорожью, и выряжается в белое и сияющее на свадьбу родной дочери.




Кадр из фильма "Горько!". Персонаж "мама Наташи" (актриса Е. Валюшкина)


Мать главного героя (актриса Юлия Сулес) старается за ней не отставать, и наряжается «в красоту» - в адский горох, а дома ходит в поношенном халате с принтом из грибов.




Кадр из фильма "Горько!". Персонаж "мама Ромы" (актриса Ю. Сулес).




Кадр из фильма "Горько!". Персонажи "папа и мама Ромы" (актеры В. Кортуков и Ю. Сулес).


Ксюха (Валентина Мазунина), такая вульгарная, пергидрольная девица в трениках, для которой я сделала платье, совсем дурацкое, короткое, с большим бантом на груди и нелепым разрезом на спине. А рассуждала я так: что когда она, Ксюха, брала себе платье, то в него не влезла, поэтому распорола его на спине и вставила там кусок черного тюля – красиво же?- да).




Съемки фильма "Горько!". Ксюха (актриса В. Мазунина). Фото из личного архива В. Авдюшко.




Съемки фильма "Горько!". Ксюха (актриса В. Мазунина). Фото из личного архива В. Авдюшко.


На этом видео вы можете увидеть наряд Ксюхи во всей красе))




На самом деле, я очень люблю работать здесь, в России. Я с большим удовольствием одеваю наших настоящих персонажей – мне не надо ничего выдумывать – главное внимательно смотреть по сторонам и любить тех, на кого смотришь. Все это — большая радость, один понятный всем нам язык. Есть у меня одна не очень тайная мечта – поработать для театра – надеюсь, и она тоже скоро сбудется».


Большое спасибо Варе за прекрасное интервью! Хочу ей пожелать (и, думаю, вы все ко мне присоединитесь) новых интересных проектов!
Премьеру одного из таких, масштабного, костюмного, голливудского фильма «Бен-Гур», с нетерпением ждем в августе 2016 года!
Tags: Варя Авдюшко, Наталья Дзюбенко, интервью, музыка, российские художники по костюмам, российское кино, художники по костюмам
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author