Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

МАРИАНО ФОРТУНИ. СТИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ. часть 2: набойка (набивка тканей)

Продолжаю рассказ о Фортуни и его тканях. Начало здесь и здесь 

Отец и мать Фортуни были известны как коллекционеры редкой испано-мавританской керамики, персидских ковров, исламской чеканки и старинного оружия, а также древних восточных тканей. Поэтому неудивительно, что в начале 1900-х годов дизайнер изобрел методы текстильного крашения и печати по ткани, где воспроизводил глубину, цвет и красоту старинных: парчи, бархата и гобелена.




 
модель Фортуни


Сначала он окрашивал бархат в нужный цвет, а потом печатал по нему рисунок. Часто использовались металлизированные краски, для придания ткани ренессансной фактуры.







один из способов набивки по трафарету

Марсель Пруст, большой поклонник художника, дал такое поэтичное описание бархатной ткани Фортуни: "это был тот интенсивный синий цвет, который переливался расплавленным золотом - все те же изменения, которые происходят под носом гондолы, рассекающей лазурь Гранд канала и превращающей ее в пылающий металл ".





Художник наносил металлические пигменты на ткани таким способом, что они выглядели не напечатанными, а сотканными.


ткань Фортуни

Фортуни постоянно совершенствовался, изучал японские и восточные методы ручной печати для точной передачи цвета на ткани.





Формы для набойки Фортуни (Музей Фортуни, Венеция)


За свою жизнь он создал тысячи орнаментов для своих тканей. При этом он никогда не повторял рисунок или цветную комбинацию.





Рассказывают, что орнаментам и цветовым сочетаниям он учился в картинных галереях Венеции, где на старых полотнах Тинторетто, Карпаччо и других мастеров эпохи Возрождения на платьях были тщательно прорисованы узоры.


40-08-01/25 


Но он не просто копировал старые образцы, он переосмыслил их для достижения своего эстетического идеала.







Что касается стилей одежды, сшитой из прекрасных бархатов Фортуни – то тут можно выделить два: ренессансный и этнический.





Ренессансная модель Фортуни и картина В. Карпаччо "Две венецианки"





Еще одна модель Фортуни в стиле эпохи Возрождения и фреска Д. Гирландайо 




кафтан от Фортуни




Djellaba и модель Фортуни





 кимоно и модель Фортуни

Часто накидка из бархата, расписанная по трафарету, дополняла платье - дельфос. Это, кстати, был вариант для женщин с неидеальной фигурой.











Похожий ансамбль мы видим и на принцессе Амидала в фильме «Звездные войны».





Более того, платье – дельфос не могло иметь карманов, поэтому у Фортуни можно было купить прелестную сумочку – кисет из набивного бархата. Кстати, в течение многих лет Фортуни продавал свои платья и ткани только в своем магазине в Венеции.





Музей Фортуни, Венеция


В конце концов, он разрешил некоторым фирмам продавать их в Париже и Лондоне.









Музей Фортуни, Венеция

В первое время в мастерской в Палаццо дельи Орфеи на него работало 100 рабочих, но в 1919 году, с ростом популярности, потребовались большие площади.





Он создает фабрику «Societa Anonima Fortuny» по производству набивных тканей и переносит свою текстильную мастерскую в бывший женский монастырь на острове Джудекка.





Фабрика "Фортуни" на острове Джудекка

В 1927 году графиня Элси Ли Гоцци (позже Элси Макнэйл), американский декоратор, стала единственным дистрибьютором его платьев и тканей в Соединенных Штатах. Она поняла, что текстиль Фортуни прекрасно подходит не только для пошива одежды, но и для оформления помещений. С тех пор, дизайнеры всего мира с удовольствием покупают ткани от Фортуни для обивки мебели, пошива портьер, подушек.








современные подушки и ткань изготовленные по эскизам и технологии художника. 

После смерти Фортуни, его супруга Генриетта, уговорила графиню Элси выкупить фирму, потому что та была единственным человеком, желающим приобрести фабрику, который понимал и в бизнесе, и в технологии, и в дизайне. Графиня продолжала производить одежду и ткани от Фортуни до начала 1980-х. А в 1988 году компанию у графини выкупил некий мистер Riad . Графиня продала ее с условием, что если качество или традиции тканей от Фортуни ухудшится, то компания и ее станки должны быть уничтожены. Сегодня фирмой владеют сыновья Riad, причем, ткани изготавливаются с использованием тех же машин и методов, придуманных еще Мариано Фортуни почти сто лет назад, которые держатся братьями в секрете.





Но это касается только набивных тканей, технология изготовления плиссировки утеряна. В архивах нашелся только маленький рисунок машины для плиссировки, нарисованный на заявке на патент, вот по нему и строятся предположения, как это было. На эту фабрику можно попасть сегодня с туристической группой (см. ниже), там есть музей и магазин сувениров. Кстати, только там и можно приобрести настоящие ткани и изделия от Фортуни, все остальное, что предлагают в Венеции (и сети) "от Фортуни" - подделки.

Фирма на венецианском острове Джудекка процветает, поскольку и сегодня Фортуни не выходит из моды.

Еще фото его моделий из набивных тканей выложу завтра :-)
Интересные ссылки по теме:

Музей Фортуни в Венеции

сайт Фортуни

форум, посвященный творчеству дизайнера. Там же антиквары выкладывают фото вещей от Фортуни на продажу  

про палаццо и фабрику (заметки для туристов)

коллекция музея Метрополитен Нью-Йорк

про ткани Фортуни (на английском языке)

сайт магазина, где продают вещи в стиле Фортуни (т.е. подделки)
Tags: Дома мод, Италия, Фортуни, история костюма
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author