Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Пруст и римское барокко в фильме Л. Висконти "Невинный".

Среди прекрасных работ режиссера Л. Висконти и его верного соратника, художника по костюмам Пьеро Този, есть одна, которая занимает в моем сердце особое место. Это фильм «Невинный», снятый по прозе Габриэле Д'Аннунцио.
Наряду с костюмами М. Милленотти к «Гамлету» Дзеффирелли, костюмы из «Невинного» вызвали, в свое время, у меня шок, потрясение, открыли какой-то новый мир гармонии и красоты.
Что, на мой взгляд, в них прекрасно? Не просто, аутентичность (уже зубы сводит от этого слова, применительно к костюмам), а их органичность: они изящной виньеткой вписаны в эстетское пространство фильма.




Кадр из фильма "Невинный".

Немного истории.

Летом 1975 года Лукино Висконти начинает работу над фильмом «Невинный» по роману Д'Аннунцио с Лаурой Антонелли и Джанкарло Джаннини (изначально планировались Ален Делон и Шарлотта Ремплинг). Висконти был уставшим, больным (у него было сломано бедро).

«Но, чтобы обмануть себя и свою болезнь, он не терял самоиронии и был готов работать до упора. Не сдавался. Жил желанием что-то делать, работать», - вспоминал Пьеро Този.




Режиссер Лукино Висконти на съемках фильма "Невинный".


А сам Висконти признался в одном из своих последних интервью: «... клянусь, ни старость, ни болезнь не подавили моего желания жить и создавать. Я чувствую себя в силах сделать еще не один, а десять фильмов. Кино, театр, мюзикл... Хочется браться решительно за все. Со страстью! Потому что всегда надо гореть страстью, если берешься за что-то. Да и вообще, для чего мы здесь, как не для того, чтобы гореть — до тех пор, пока смерть, этот последний акт жизни, не завершит нашу оперу, превращая нас в пепел...»




Джанкарло Джаннини, Лукино Висконти и Лаура Антонелли на съемках фильма "Невинный"




Джанкарло Джаннини и Лукино Висконти на съемках фильма "Невинный". (К слову, если кто помнит, Джанкарло Джаннини еще снимался в фильме Г. Чухрая "Жизнь прекрасна"))

Костюмы. Источники вдохновения.


«Изогнутого силуэта платья с турнюрами, - продолжает вспоминать Този, - я давно изучил и уже рисовал их на эскизах для другого фильма Висконти «В поисках утраченного времени» по Прусту еще в 1970-м году.




Наброски П. Този к неосуществленному проекту Висконти «В поисках утраченного времени»





Это - фильм — мираж, который режиссер мечтал снять всю свою жизнь, и, казалось бы, были открыты все двери: написан последний сценарий Сусо Чекки д'Амико и найдены интерьеры и экстерьеры Марио Гарбулья, но...




Висконти на выборе натуры во Франции. Подготовка к съемкам неосуществленного проекта "В поисках утраченного времени"


Без слов было ясно, что и «Невинный» Висконти хотел снимать по-прустовски: ничего «аннунциановского», никакого "Duca Minimo" (кличка Д'Аннунцио), только салоны и концерты, как у Германтов, у Вердюренов».

Поэтому, у главной героини в первом ее появлении платье фиолетового цвета, ведь с лиловым у Пруста связано имя главной героини книги «У Германтов»:




Эскиз платья П. Този для фильма "Невинный".


«имя Германт... вернет мне теплую, яркую, свежую лиловь, которую нежил взор пышный галстук юной герцогини, и напоминавшие вновь расцветшие и недоступные барвинки ее глаза, осиянные лазоревой улыбкой».




Платье героини Л. Антонелли в фильме "Невинный". Барвинок.




Портрет графини Элизабет Греффюль.


Прототипом этой прустовской героини послужила графиня Элизабет Греффюль, неразделенной любовью к которой мучился ее кузен, изысканный эстет граф Роберт де Монтескью.




Портрет графини Элизабет Греффюль.




Фото костюма из фильма "Невинный", на котором актриса стоит в том же ракурсе, что и графиня.




Lady with a Fan Georges Croegaert


Она слыла признанной парижской красавицей, про глаза которой писали, что они были редкого цвета "темно - фиолетового c коричневым оттенком, как лепестки анютиных глазкок."




Портрет графини Элизабет Греффюль.


Но Пруста она очаровала не только своею красотой, но и тонкостью вкуса в одежде. Кстати, в Париже с 7 ноября 2015 по 20 марта 2016 года, в Музее Galliera будет проходить выставка "Невероятный гардероб графини Греффюль», где будут представлены 50 ее платьев от лучших дизайнеров того времени, от Ворта до Фортуни.


TEA GOWN

Чайное платье графини Греффюль в стиле итальянского Возрождения от Дома Ворта (1897 г.) http://parismusees.paris.fr/fr/oeuvre/tea-gown


ROBE BYZANTINE PORTEE PAR LA COMTESSE GREFFULHE POUR LE MARIAGE DE SA FILLE

Это платье "Византия", от того же Дома Ворта, графиня надевала на свадьбу своей дочери в 1904 году. Пишут, что она этим роскошным нарядом, расшитым драгоценными камнями и отороченным соболями, затмила платье невесты. http://www.palaisgalliera.paris.fr/fr/oeuvre/robe-byzantine-worth


Думаю, еще лиловый цвет платья и газовое покрывало были продиктованы нежной любовью Лукино Висконти к своей матери Карле Эрбе, именно так она была запечатлена на одном из своих фото.



Карла Эрба, мать Висконти.




Кадр из фильма "Невинный".


Бесценным источником для изучения эпохи послужили фотографии Джузеппе Примоли. За последние десятилетия девятнадцатого века, заядлый фотограф Примоли, снял более 10000 фотографий. Его наиболее продуктивный период был 1888-1894 гг. Сегодня они находятся в Риме, в Фонде Примоли (http://www.archivioprimoli.it/root/archivio/)










А это - кадр из фильма)

Платья. Крой.

Для меня, самое восхитительное в платьях Този к "Невинному" — их крой. Не устаю любоваться этими элегантными лифами с изящными декоративными линиями, напоминающие лепестки нежных лилий и создающие иллюзию еще более тонкой талии и еще более красивой линии бедра.







Все, как у Пруста: «Но прелестная, обрывавшаяся линия талии представляла собой несомненный исток, неизбежное начало невидимых линий, которые глаз не мог отказать себе в удовольствии продолжать, и вокруг этой женщины рождались дивные линии, вместе образуя как бы призрак идеальной женской фигуры, вычерчивавшейся во тьме».




Countess de Rasty Seated in an Armchair, c. 1878-79, by Giovanni Boldini. Мне кажется, картины Джованни Болдини идеально соответствуют женским висконтьевским образам в фильме "Невинный": тоже изящество и отточенность линий, таже грациозность и элегантность...




Madame V.P. (Madame Veil-Picard), 1897. Giovanni Boldini




Эскиз платья Пьеро Този для фильма "Невинный".




Кадр из фильма "Невинный".




Платье Л. Антонелли из фильма "Невинный". Фото "Тирелли".
Даже эти стилизованные цветы на платье - не случайны. Именно форме лилии оно подчинено по композиции и линиям кроя.





Платья. Цвет.

При том, что в фильме действие происходит в 1890-х гг, все кадры светских вечеров — абсолютно барочные по цвету. Сделано это сознательно.





«Прогуливаясь по Риму, мы обращали внимание на барочные дворцы и их красные и желтые интерьеры.




Palazzo Colonna




Palazzo Colonna


Захотелось применить всю эту перегруженную светом и цветом палитру в наших платьях, вспоминая, что в эти года всю римскую знать обшивал Ворт, и нередкостью были платья фиолетовых, бензиново — синего и интенсивного желтого цветов».




Marguerite Stern, by Carolus-Duran 1889


Умберто Тирелли, в чьих мастерских шили костюмы к фильму, был страстный коллекционер старинной одежды. В его фондах насчитывается более 15000 единиц хранения костюмов и аксессуаров всех времен и народов. Ниже - фото из его коллекции аутентичных вечерних платьев 1890-х гг. Все фото взяты на сайте http://tirelli.nextadv.it/




Зеленое муаровое вечернее платье 1890-х гг © 2014 Tirelli Costumi S.p.a http://tirelli.nextadv.it/it/abito/abito_da_sera_1890_1802


Цветовая гамма этих платьев просто удивительна! Анилиновые красители были по-прежнему в моде. (Напоминаю мой пост об изобретении этих красителей в 19 веке http://la-gatta-ciara.livejournal.com/286728.html)




Черно-синее атласное вечернее платье 1890-х гг © 2014 Tirelli Costumi S.p.a http://tirelli.nextadv.it/it/abito/abito_da_sera_1890_1808




Два вечерних платья 1890-х гг: цвета "маджента" (о нем я тоже писала) и цвета морской волны © 2014 Tirelli Costumi S.p.a http://tirelli.nextadv.it/it/abito/abito_da_sera_1890_1809 и http://tirelli.nextadv.it/it/abito/abito_da_sera_1890_1810




Шелковое вечернее платье 1890-х гг цвета "шокирующий розовый" © 2014 Tirelli Costumi S.p.a http://tirelli.nextadv.it/it/abito/abito_da_sera_1890_1816


Крой этого платья был использован для лилового туалета героини. Но мне вариант Тирелли нравится больше - здесь более изящные линии лифа.




Если вам кажется, что такие старинные платья (или даже платья "Невинного") легко повторить - посмотрите на фото ниже.




Слева: платье из "Невинного", справа - из фильма "Ван Хельсинг", художник по костюмам Габриэлла Пескуччи (ученица Този). Сшито в мастерских "Тирелли". К сожалению, из кроя платья для "Ван Хельсинга" ушла элегантность - линии слишком прямые, декоративный угол лифа очень мал, рукавчик сильно укорочен... Все это меняет пропорции платья и лишает его утонченности, делает банальным...


Но вернемся к Този и Висконти.
Казалось бы, яркие платья сняты на фоне избыточных декораций — а глаз не утомляется, напротив! Все это происходит от того, что костюмы каждой сцены несут в себе основную гамму интерьера.




(В скобках замечу, что отечественные режиссеры и операторы боятся, как огня, такого цветового соответствия костюма и интерьера.)




Красное платье в комнате с алыми обоями...




Серый пеньюар в спальне со серыми стенами...




Зеленовато - коричневое платье (а через минуту - другую героиня накинет коричневую шубку) на фоне коричневых занавесей библиотеки...





Костюмы не противоречат колористике интерьера, не вываливаются из него, а словно бы выходят из этих штофных стен и деревянной позолоты, чтобы через какое-то мгновение, снова раствориться в них.




Мои сканы, увы, плохого качества. Но тем четче вы видите цветовые пятна)) Прищурьтесь, и вы поймете, что розово - зеленые платья повторяют цвет стен и цвет колонны.


Поэтому, меня не удивил грустный рассказ Този о своем маленьком промахе.
«В романе есть такой ключевой пассаж: он занимает две страницы. Тулио дома. Джулиана, жена, которая ему изменяет, собирается выходить из дома: на ней костюм из вигоньи (род шерсти), так написано у Д'Аннунцио. Она надевает шляпку с вуалеткой и просит помочь мужа закрепить ее. Это момент ревности. В первый раз Тулио овладела бешенная ревность.




Картинка из модного журнала тех лет.




В черно-белом варианте все не так уж и плохо...


Обсуждаем вигониевый костюм. Я думаю, что он должен быть серым. Лукино мне говорит: «Ты - сумасшедший. Вигонья, беж» Я ему отвечаю, что вигонья делается из шерсти овец и может быть серой или бежевой, но Антонелли бежевый не идет. Уперся, не уступает. Пришел день съемок. Лукино увидел серый вигониевый костюм и дал на него согласие. Он сдался, потому что на площадке были гости. А вечером прислал мне письмо: «Дорогой Пьеро, ты всегда был важным сотрудником, твоя работа для меня незаменима. Сегодня, в первый раз за много лет, ты меня разочаровал».
Мы заканчивали съемки «Невинного». Была зима 1976. А скоро, весной, 17 марта, Висконти умер»




Бежевый цвет костюма идеально вписался бы в кофейно-кремовую гамму интерьера. Серый выглядит очень сухо. Казалось бы, ерунда...





Титры фильма "Невинный". В кадре рука Лукино Висконти...

P.S.




Пьеро Този на выставке костюмов в Риме у своего платья из "Невинного". Послушать бы, что говорит...

Как верно заметил мне в приватной беседе наш замечательный художник по костюмам Дмитрий Андреев, эти платья из "Невинного" - наиболее цитируемые в современном костюмном кино, действие которого происходит в 1890-х гг.




Слева: платье из "Невинного", справа - из фильма "Человек-волк", художник по костюмам Милена Канонеро. Сшито в мастерских "Тирелли".






Выше - фильм "Милый друг". Художник по костюмам Одиль Дикс-Мирье. Мастерские "Тирелли".





Это зеленое платье и бледно-розовое ниже - из 2-го сезона сериала "Страшные сказки" (Penny Dreadful). Художник по костюмам Габриэлла Пескуччи. Тоже сшито в "Тирелли".







Как ни печально признавать, хотя все эти платья и похожи, сделаны лучшими художниками по костюмам нашего времени, в тех же мастерских "Тирелли" - но результат совсем другой. Уже умерли те легендарные закройщики, что пришли за Умберто Тирелли в 1964 году из ателье Safas в его только образовавшуюся мастерскую. Как сказал в одном из интервью П. Този: «Я не испытываю ностальгии по тем временам и фильмам, я испытываю ностальгию только по тем людям, что помогали мне воплощать мои идеи».


Для написания этого поста я использовала книги:

"Tirelli 50. Il guardaroba dei sogni"
"Piero Tosi. Costumi e scenografie"
"Висконти о Висконти"
М. Пруст "У Германтов"
"Hollywood sketchbook"

Ссылки на старые посты:

Для "Ателье Тирелли" у меня в ЖЖ есть свой тэг, где можно много чего почитать-посмотреть, но скромная основная статья (никак не напишу более объемную и подробную) тут: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/9949.html

У Пьеро Този тоже есть свой тэг, там тоже уже много чего написано, но напомню посты о фильмах:
"Леопард" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/55254.html
"Смерть в Венеции" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/295192.html
"Людвиг"http://la-gatta-ciara.livejournal.com/298179.html

Про Габриэллу Пескуччи (которую я очень люблю и уважаю, и у которой тоже есть свой тэг в моем ЖЖ) и про фильм "Ван Хельсинг" http://la-gatta-ciara.livejournal.com/12248.html

И последнее напоминание - на рекламный ролик с Д. Джаннини и Д. Лоу (теперь с русскими субтитрами) http://la-gatta-ciara.livejournal.com/296142.html
Tags: 1890, 19 век, Висконти, Г. Пескуччи, Италия, Милена Канонеро, Пьеро Този, ателье для Оскара, итальянские художники по костюмам, любимое, художники по костюмам
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author