Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 2. Необычности.

В прошлый раз я вас познакомила с известным московским коллекционером обуви Назимом Султановичем Мустафаевым. Сегодня предлагаю вашему вниманию вторую часть нашей с ним беседы, речь пойдет о редкой обуви.








Когда я в первый раз пришла к Назиму Султановичу, меня сразу заинтриговала коробка на стеллаже с наклееной фотографией странной обуви. Вот, что в ней лежало:






Эти причудливо изогнутые бельгийские сапоги с удивительными каблуками конца XIX века делались не для того, чтобы их носить...




... а как выставочный образец.







Родной брат (только не отреставрированный, как у Назима Султановича) красного сапожка из Musée international de la chaussure en France. Источник фото http://french.xinhuanet.com/photo/2015-07/04/c_134378069_10.htm


В коллекции у Назима Султановича есть еще одна полупара на подобном каблуке. "Когда я их увидел, у меня внутри все ёкнуло. Это — произведение искусства. Многие спрашивают: как это носить? Странно, что возникает мысль, что эту обувь МОЖНО носить! Эта пара сделана всего в одном экземпляре и одна туфелька находится во французском музее, другая — у нас"








Collection Guillen, musée international de la chaussure, Romans-sur-Isère.Mule non utilisable pour marcher, cuir de chevreau noir et satin bleu ciel, petit cabochon de porcelaine, Vienne, vers 1900. Hauteur du talon: 20 cm. Источник фото https://parkstoneinternational.wordpress.com/2012/07/31/mode-jean-paul-gaultier/

Продолжаю интервью.

Я: Какая обувь наиболее редко попадается?

Н. С.: "Мужская. Скажем, мужская обувь XVIII века — уже редкость. Только военная могла более или менее остаться, потому что она обычно укрепленная, трехслойная, промасленная, промазанная, просмоленная. А вот гражданская... могла остаться какая-нибудь свадебно-парадная. А повседневная вся снашивалась, донашивалась, передавалась.
Сапоги были военные и для бала. У меня есть одна пара кирасирских сапог XVII века, я их покупал в Германии, в Мюнхене, на военном аукционе.






Я сам за ними туда ездил, для того, чтобы их привезти, мне пришлось купить отдельный чемодан, поскольку каждый сапог весит по 7 кг. Вы же не будете ходить на бал в такой обуви? Она специально была так укреплена для защиты от пик и копий. Это был тот период, когда стали потихоньку избавляться от рыцарского костюма, и доспехи заменяли на кожу. Кирасиры — это род тяжелой кавалерии, они были вооружены длинными пистолетами, влетали в толпу пехотинцев и ее расстреливали. Но пехотинцы выставляли длинные пики и самое незащищенное место у кирасиров получались ноги. Вот поэтому и были такие сапоги.




Кирасиры.


Я: Используются ли при изготовлении обуви необычные материалы?

Н. С.: На самом деле, нет таких материалов, которые бы не использовались при изготовлении обуви. Другое дело, частота и практичность. Конечно, практичнее всего натуральные материалы, типа кожи. Или сочетание кожи с тканью. С момента возникновениия обуви человек использовал материалы те, которые были близко, которые были доступны. Это и сухая трава (плетение из травы), и береста, и ивовые прутья, из чего только обувь не делалась. Дерево ценилось за долговечность. Есть материалы не практичные, но интересные. Например, обувь, украшенная кусочками зеркал, как у "Феррагамо". Или сандалии из золота у того же "Феррагамо".




1956, Salvatore Ferragamo. Сандалии из 18-каратного золота для австралийского заказчика. Теперь они находятся в Музее Сальваторе Феррагамо во Флоренции (Италия).


Для украшения обуви использовалось все, другое дело, из чего могла быть сделана сама конструкция? Это чаще всего дерево, кожа или какие-то материалы, которые могут выдержать нагрузку. Хотя я писал статью про обувь Рэйна, который использовал яшмовый фарфор для каблуков, они конечно хрупкие, если по ним молоточком постучать — расколятся, но в принципе, вес выдерживают очень серьезный".




Каблуки из яшмового фарфора фирмы "Веджвуд" из коллекции Н. С. Мустафаева.






Туфли 1958 года с каблуками из яшмового фарфора фирмы "Веджвуд" из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото с сайта http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=2432


К слову о каблуках. В коллекции Назима Султановича есть туфли от известного обувного дизайнера Андрэ Перуджиа с тремя парами СМЕННЫХ каблуков!
















Хотите, вставляете нарядный каблучок...




хотите, повседневный)) Странно, почему эта идея не прижилась!


"В обуви всегда, как в любом творчестве, есть место для экспериментов.




Обратите внимание на затейливую подошву







Очень красивые босоножки с вырезом под супинатором, предположительно, Перуджиа. (Из коллекции Н. С. Мустафаева)
Похожи на его знаменитую модель:








Эти туфли без каблука тоже придумал Андрэ Перуджиа (Из коллекции Н. С. Мустафаева). Хотела сделать про него пост, но лучше почитайте про дизайнера на сайте
http://www.shoe-icons.com/resources/designers.htm?id=131




Такая обувь называется "консольной", т.е. безкаблучной. У Назима Султановича собралась уже внушительная коллекция внутри коллекции подобных моделей. Со дня на день ожидается доставка туфель Paco Rabanne




Paco Rabanne, 1994. Пара обуви из алюминия и прозрачного пластика. http://www.sothebys.com/content/sothebys/en/auctions/ecatalogue/2015/collection-didier-ludot-pf1570/lot.53.html


"Есть люди и фирмы, которые могут позволить себе экспериментировать и делать необычные вещи. Взять, например, эти туфли Захи Хадид.




Туфли от Захи Хадид из коллекции Н. С. Мустафаева







Их сделано всего 300 штук. Понятно, что такая обувь не для улицы, она делается для привлечения внимания, для прессы, для рекламы. Но как вид обувного искусства, это всегда интересно, необычно. Хотя, в кино мне эта обувь уже встретилась — в «Голодных играх 3: Сойка-пересмешница — 2».




Промо к фильму «Голодные игры 3: Сойка-пересмешница — 2».


Если вам очень хочется, вы можете взять билет до Парижа, прихватить с собой минимум 1500 евро, и купить эти туфли. Их всего 300 штук, каждого цвета по 100 штук, есть черные, серебрянные и золотые. Конечно, это - арт-объект, и тем не менее, это - обувь, она реальна, у нее есть размеры, моя пара 37 размера.





Внутри — кожа, сама структура из стеклопластика, внизу — резина.








Модель в туфлях от Захи Хадид на открытии ее бутика в Гонконге.


Называется модель Nova. Ее придумала известный архитектор, которая проектировала в Баку красивый Культурный центр Гейдара Алиева, Заха Хадид (https://ru.wikipedia.org/wiki/Хадид,_Заха)




Архитектор Заха Хадид. Её сайт http://www.zaha-hadid.com


Она делала обувь для компании Лакост — у меня тоже есть эта пара, там, интересно, правая от левой отличаются по структуре.







Обувь от Захи Хадид, торговая марка "Мелисса" для "Лакост". Из коллекции Н. С. Мустафаева http://www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=2210


Эта пара от Caroline Groves украшена крыльями попугая, но меня заверили, что умер он естественной смертью. Завещал ли он свое крыло или оно просто так досталось?...))




Туфли от Caroline Groves. Из коллекции Н. С. Мустафаева





Обувь сделана специально для нас в золотом цвете, поскольку она знает, что я хочу делать книгу про золотую обувь. (Вы можете прочитать об этом на сайте дизайнера http://www.carolinegroves.co.uk/shoe-gallery/extraordinary/183-virtue)
Самое интересное, что она не просто дизайнер обуви, она сама ее изготавливает.

Я: часто попадается смешная обувь? Это, наверное, 1970-е?

Н.С.: Ее очень много и не только 70-х гг, есть и современные, и 80-х. Например, у меня есть целая коллекция, я ее называю «Зоопарк».




Испанские ковбойские сапожки. 1980-е (Из коллекции Н. С. Мустафаева)


Это обувь от Margaret Jerrold. У нее на всех туфлях есть забавные рисунки




Туфли от Margaret Jerrold (Из коллекции Н. С. Мустафаева)





Туфли от Margaret Jerrold (Из коллекции Н. С. Мустафаева)


Туфли от Margaret Jerrold (Из коллекции Н. С. Мустафаева)


Эти зверята с мордочкой и хвостиком - от Enzo of Roma


Лодочки от Enzo of Roma (Из коллекции Н. С. Мустафаева)





Лодочки от Enzo of Roma (Из коллекции Н. С. Мустафаева)

Обувь от дизайнера Педрозо, Гонзало, Гарсия. 1980-е. (Из коллекции Н. С. Мустафаева)



Обувь от дизайнера Педрозо, Гонзало, Гарсия. 1980-е. (Из коллекции Н. С. Мустафаева)




Лодочки фирмы Zalo, 1980-е гг. (Из коллекции Н. С. Мустафаева)



Обувь фирмы Tenza Ramon, 2009 г. (Из коллекции Н. С. Мустафаева)



Обувь фирмы Tenza Ramon, 2008 г. (Из коллекции Н. С. Мустафаева)


Обувь фирмы Libra Shoes, 1980-е гг. (Из коллекции Н. С. Мустафаева)



Сейчас все то, что многим кажется новым — Dolce&Gabbana, "Шарлотта Олимпия" — на самом деле, это все уже было.

Но для меня коллекция никогда не была целью. Для меня это всегда — процесс. И интересен он тем, что в процессе собирательства, ты постоянно учишься".

Ну а мы, в свою очередь, будем учиться у Назима Султановича!

Как вы понимаете, невозможно рассказать в двух постах обо всей этой прекрасной коллекции. Надеюсь, позже мы еще не раз к ней вернемся! А пока - изучайте сайт Первого Российского Виртуального Музея Обуви http://www.shoe-icons.com/index.htm.
Назиму Султановичу хочу сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО! и пожелать новых интересных приобретений и крупных выставок! И мечтаю о том, чтобы увидели свет еще несколько книг об истории обуви - 18 и 19 веков))

В посте использованы фотографии мои и с сайта http://www.shoe-icons.com/index.htm

Tags: 19 век, 20 век, Н. С. Мустафаев, забавное, интервью, коллекционеры, обувь
Comments for this post were disabled by the author