Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Готика и тотально-монументальный стиль в фильме "Бэтмен" Тима Бертона.

Любите ли вы сказки?
Я - очень. Особенно, если рассказчик Тим Бёртон.
Я с удовольствием смотрю все его фильмы.
Потому что, Тим Бёртон не просто развлекает нас сказочной историей, не только увлекает за собой в вымышленный мир, но и опутывает нас паутиной эстетических соответствий.




На фото: Майкл Китон и Тим Бёртон


Здесь я хочу рассказать о его ранней, но прекрасной работе «Бэтмен» и о художнике-постановщике Энтони Фёрсте (Anton Furst), получившим Оскар за эту необыкновенно образную работу.





Anton Furst (1944 - 1991)




Образ Готема-Сити возник в воображении художника под впечатлением от фразы сценария: «Словно преисподняя проросла сквозь мостовую и воцарилась на Земле»





Слева: кадр из фильма, справа: эскиз декорации к фильму


Фёрст говорил: «Образ Готема – это коллаж, составленный из наиболее отталкивающих сторон жизни Нью-Йорка: мафии и коррупции». Родной город Бэтмена во всех ипостасях уродлив, он претерпевает упадок и будто сплавлен из всей той грязи, что наполняет реально существующий Нью-Йорк. По стилю, это синтез готики, ар деко и тоталитарной архитектуры (которую мы обычно называем, сталинской).



Прежде всего, здесь прочитывается готика: ведь и небоскребы, с их устремленными ввысь шпилями, по стилю - готические сооружения. Художник рассказывал, что они специально создали такое переплетение колонн, арок, перекрытий, чтобы продемонстрировать удушливую атмосферу города, где высокие стены домов не пропускают дневного света. «Мы решили нагнать темноты и тесноты, нагромоздить все друг на друга, усугубить, окарикатурить», - рассказывал Тим Бёртон. С точки зрения архитектуры, этот стиль был позаимствован у Гауди, а за концепцию взята Саграда Фамилия.


 Готические элементы в фильме угнетают, давят, создают эстетику упадка, декаданса. Частый элемент архитектурного декора фильма – горгульи и химеры.



химеры в фильме "Бэтмен"




"Нотр-Дам де Пари"


Такое ощущение, что в фильме они сменили своё предназначение: больше не отгоняют злые силы, а привлекают их. Кстати, горгульи украшают не только готические здания




Крайслер-билдинг




Эти элементы, головы орлов, также агрессивны и исполняют те же функции, что и химеры собора Нотр-Дам, хотя и находятся на здании Крайслер-билдинг, построенном в 1930 г Уильямом Ван-Алленом. 

Стиль ар-деко в фильме трудно не заметить. К тому же, пишут, что "Фильм 1985 года "Бразилия" от Терри Гиллиама оказал влияние на постановку фильма: Бёртон и Фёрст изучали его в качестве примера". (источник http://en.wikipedia.org/wiki/Batman_(1989_film))





кадры из фильма "Бразилия" Т. Гиллиама



В этой картине чувствуется и влияние классики немого кино фильма 1927 года "Метрополис".



Но Фёрст больше вдохновлялся не гармоничностью и красотой форм этого направления в искусстве, а отталкивался от тюремно-фашистских проектов Альберта Шпеера, любимого архитектора Гитлера. Макеты, созданные Шпеером, а в годы войны он был министром вооружения, показывают, какой видел столицу Гитлер после победы. Колоссальное воплощение набросков, которые рисовал Гитлер - неудавшийся студент Художественного училища, стали мрачным выражением его политики, лишенной и намека на человечность.







Кадр из фильма
Но есть в архитектуре Готем-сити еще здания, которые трудно приписать к известному стилю.


Мне это напоминает страшноватую версию сказочного замка Уолта Диснея


Как-будто Бёртон нам подмигнул и сказал : "Это всего лишь сказка!". А может, это - ирония, ведь он 5 лет проработал на студии Уолта Диснея. Впрочем, замки - это уже почерк режиссера, они присутствуют у него во всех его картинах. Это и понятно, ведь Бёртон - Великий Киносказочник.

Но вернемся к драматической стороне фильма. Облик города отражает персоналии двух главных героев: Бэтмена и Джокера. Бэтмен носит черный костюм, ездит на черной машине, и все, что с ним связано – черное, устрашающее. Мрачный, депрессивный образ города тьмы логично перекликается с образом крылатого мстителя.



Он пытается слиться с ночью, с темнотой, словно летучая мышь, чтобы стать невидимкой и творить добро. Кстати, Бёртон и художник по костюмам отошли от стереотипа, когда Бэтмен изображался в ярком костюмчике и синих сатиновых трусах.




Теперь вы ведь понимаете, что с точки зрения стиля, это невозможно? Его противник- Джокер. Он носит клоунский костюм, лицо его белое, губы - красные. Костюм его нарочито полихромен. Он по сути, яркая клякса на фоне этой, выдержанной в мрачных, темных тонах картине. Клякса неуместная, неорганичная, царапающая глаз своей вульгарностью.




В общем, получился прекрасный фильм с гипнотической нуар-атмосферой. Не даром, первый «Бэтмен» считается лучшим из всей серии фильмов о человеке-летучей мыши. Потому что в нем все играет на режиссерскую идею: декорации, костюмы. Все стильно и безупречно.
Tags: Тим Бертон, ар деко, голливудские художники по костюмам, стиль в кино, художники по костюмам, художники-постановщики
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author