Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Коллекционер обуви Назим Султанович Мустафаев. Моё интервью. Часть 1. 1920-е.

Признаюсь честно, я давно хотела познакомиться с Назимом Султановичем Мустафаевым и его коллекцией. Инкрустированные стразами каблучки от туфель, которые я увидела в 2009 году на выставке, проходившей в Академии художеств «Ар-деко и мода. Золотые 20-е!», навсегда покорили мое сердце! Потом я была очарована платьями, расшитыми бисером и стеклярусом, которые экспонировались в прошлом году в магазине «Весна» (я вам тогда еще советовала посетить эту выставку: http://la-gatta-ciara.livejournal.com/260497.html)... И вот теперь, наконец, я смогла не только увидеть ближе и даже потрогать (в белых нитяных перчатках, конечно!) эти роскошные вещи, но и взять для вас большое интервью у их владельца.
Сегодня читаем и смотрим первую часть.


Фото Академии художеств. Назим Султанович на выставке рассказывает о коллекции.






Мое фото с выставки в "Весне". Платье 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Назим Султанович показывает нам платья 1920-х гг. из своей коллекции. Это фото и все ниже - мои.






Жаль, невозможно передать через фотографию, как сверкает и искрится это платье при малейшем движении...





Итак, интервью (и напоминаю, что если вы нажмете на выделенные цветом слова, то откроется дополнительная страница с информацией по теме).


Я: Какая была первая пара в Вашей коллекции?

Назим Султанович: Первая пара была неинтересной: простые лодочки от "Ferragamo" 1980-х. Покупалось это на ebay, мы еще не понимали, как переводить деньги, как что делать, что придет, когда придет и придет ли вообще? Не было опыта. Сейчас я могу на любой фотографии разглядеть хорошую обувь или, наоборот, увидеть ее недостатки. И бывало, что я покупал за совершенно незначительные деньги очень серьезные вещи. Никто этого не увидел на фотографии: она была маленькая, не было деталей.




Лодочки от "Феррагамо", 1980-е. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Фото с сайта www.shoe-icons.com/collection/object.htm?id=123
Всем, увлекающимся историей моды, обязательно нужно заглянуть на этот сайт!



Я: Вы сами разбираетесь в процессе изготовления обуви? Я слышала, что у Вас совсем другое образование.

Н. С.: Разбираюсь, хотя, да, я заканчивал минский иняз. Моя профессия - учитель английского и французского языков. Но так случилось, что 17 лет я был директором крупнейшей в Москве обувной выставки "Мосшуз". Мы делали небольшой бюллетень для выставки, и нам казалось, что писать на выставке о выставке, и давать его людям, которые приходят на выставку - совсем неприлично. Мы решили писать об истории обуви, но быстро поняли, что на эту тему книг на русском языке нет. Ну и, как все новички, замахнулись: а почему бы нам самим не написать?! Выяснилось, что покупать изображения для книги более дорого и хлопотно, чем саму старинную обувь. Вот с этого и началась коллекция.


Я: А какая пара обуви из коллекции Вами особенно любима?

Н. С.: Трудно сказать. Вся эта коллекция, 2500 пар, была собрана за 10 лет. Кроме этого, покупались аксессуары: пряжки, крючки для обуви, фотографии, открытки, реклама и книги... Т.е., все, что связано с обувью.




Крючки для застегивания пуговок на обуви. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


В продаже крючков для обуви много, есть специальные каталоги. А в Англии даже есть Общество собирателей крючков.




Фото для тех, кто не понимает как крючком застегивали обувь))




Модные французские листы за 1919 год. Из коллекции Н. С. Мустафаева.






Забавная фотооткрытка 20-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Когда я начал работать с серьезными аукционами, то понял, что это не ebay, там и вещи серьезнее, и ставки другие, и конкуренция. Хотя я не могу сказать, что сильно азартен.
Есть вещи, о которых я жалею, что так их и не получил. Не могу обвинять ни нашу почту, ни новозеландскую, но посылка из Новой Зеландии так и не пришла. Там были детские туфельки, на подошве которых стоял штамп в виде медали «Франсуа Пинэ» — те самые туфельки, которые у нас давно называют «пинетками», не понимая, почему. Виной тому этот самый Франсуа Пинэ, и его мягкая обувь, которая получила на выставке, кажется, в 1860 году, золотую медаль, и вот на подошве было выбито ее изображение. Осталась только фотография и все, а обувь не пришла.




Другие туфли от Франсуа Пинэ, взрослые, 1920-е гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Туфли от Франсуа Пинэ, 1920-е гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Деталь.


Одно время у Пинэ работало до 700 надомников - мужчин — вышивальщиков. Они вышивали верх, а уже на фабрике туфли собирались целиком.



Туфли от Франсуа Пине, 1920-е гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.





Туфли от фирмы Bob, 1920-е гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.





Все туфли фирмы Bob — произведение искусства. Они изготавливались только на заказ.





Я: Какой принцип создания коллекции: Вы покупаете интересное из предложенного или ищите какую-то конкретную вещь или эпоху?

Н. С.: При покупке я всегда, во-первых, сообразуюсь со своими ресурсами, во-вторых, выбираю из того, что предлагают аукционы: то, что получше, или те вещи, которые плохо представлены в коллекции, и я пытаюсь эти дыры заполнить.
В обуви ХХ века для коллекционеров есть проблема: это засилье американских марок. Поэтому интересна любая европейская марка.
Сообразуешься с редкостью предмета. У меня есть туфли XVIII века, которые я покупал в очень тяжелом состоянии. Но была такая цена, что я понимал: вложив немного в реставрацию, я получу хороший образец.
Конечно, каждый коллекционер — живой человек, у которого есть свои предпочтения: свой любимый период, цвет или дизайн. Для меня это — обувь 1920-х гг, период показного богатства, что в платьях, что в обуви. Поэтому мне всегда трудно от чего-то отказаться: тут одно красивое сочетание, там — другое.




Туфли 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Надо сказать, что золотая и красная обувь у коллекционера - любимая.




Платье 1920-х гг, расшитое бисером и стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева.



Туфли, 1920-е. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Каблуки 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


В моей коллекции есть каблуки, которые были подготовлены, но так и не использовались, а есть - туфли не сохранились, а каблуки остались. Это все дерево, обтянутое целлулоидом, процесс которого я описывал. (В скобках от себя замечу - это роскошная статья по теме, обязательно ее почитайте! Редкий материал!)




Каблуки 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Фрагмент платья 1920-х гг, расшитого бисером и стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Каблуки 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Каблуки 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Фрагмент платья 1920-х гг, расшитого бисером и стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Каблуки 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Фрагмент платья 1920-х гг, расшитого бисером и стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Каблуки 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Каблуки 1920-х гг. Из коллекции Н. С. Мустафаева.


Когда создаешь коллекцию, ты не думаешь только над своими предпочтениями, или над тем, что тебе дешево попадается, ты стараешься, чтобы периоды были сбалансированно заполнены. Например, в 1960-е была не слишком красивая обувь, более того, сегодня она нам кажется даже безобразной: квадратные каблуки, тупой носок, но ты не можешь от нее отказаться, потому что она тоже — часть истории развития моды и это тоже должно быть представлено в коллекции.


Я: помимо обуви, вы еще коллеционируете и одежду?

Н. С.: Я не стал бы употреблять слово «одежда», потому что у меня есть только один мужской костюм, все остальное — это платья. И целенаправленно я только собирал бисерные платья 20-х гг. их больше 120, есть великолепные вещи, есть вещи с именами, хотя я не гонялся за именами, мне был интересен сам стиль 20-х, бисер.





А есть еще коллекция, которая собиралась, как иллюстрация к обуви. Скажем, у меня есть два платья XVIII века, мне кажется, этого достаточно для того, чтобы проиллюстрировать обувь XVIII века, потому что у меня не стоит задача собирать самостоятельную костюмную коллекцию, а два платья — этого достаточно, чтобы показать КАК с этим платьем носилась ЭТА обувь. Я даже покупал отрезы тканей XVIII века, чтобы показать из чего делалась обувь того времени, мне кажется, это очень интересно. Большую часть жизни я занимался выставками, хоть и коммерческими, но когда я что-то покупаю, я сразу предсталяю то, как я буду это выставлять.

А 20-е гг... как-то так случилось, что я увлекся бисером и стал собирать бисерные платья 20-х гг.





Платье 1920-х гг, расшитое бисером и стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Туфли, 1920-е. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Фрагмент платья 1920-х гг, расшитого бисером и стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева. Платье целиком вы можете посмотреть на сайте коллекционера http://www.shoe-icons.com/collection/clothes.htm?cat=clothes&age=39




Туфли, 1920-е. Из коллекции Н. С. Мустафаева.







Платье 1920-х гг. и его фрагмент, расшитый стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева.



Фрагмент платья 1920-х гг, расшитого бисером и стеклярусом. Из коллекции Н. С. Мустафаева.




Туфли, 1920-е. Из коллекции Н. С. Мустафаева.



На этом 1-я часть нашего интервью заканчивается. В следующей части Назим Султанович покажет нам необычную и забавную обувь из своей коллекции. Не пропустите!))

Еще раз напоминаю сайт Первого Российского Виртуального Музея Обуви http://www.shoe-icons.com/index.htm

Там вы сможете купить интереснейшую книгу "Обувь ХХ века. История моды и дизайна", написанную Н. Мустафаевым и Н. Подтелковой http://www.shoe-icons.com/about/publication.htm?id=94
Tags: 1920, 1930, Н. С. Мустафаев, ар деко, интервью, история костюма, коллекционеры, обувь, одежда
Comments for this post were disabled by the author