Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Рококо и "Барри Линдон": жизнь в отблеске свечей.

Что нужно для того, чтобы зритель воспринимал костюмный фильм, как аутентичный? Не только костюмы, точно соответствующие эпохе, но и правильное освещение. Наше представление о прошлых веках строится на живописи тех времен, а в ней всегда присутствует светотень, нет яркого, плоского света, как в некоторых современных фильмах, потому что не было электричества, а свечное освещение давало совсем другой эффект. Для эпохи рококо это особенно важно, поэтому фильм "Барри Линдон" режиссера Стэнли Кубрика до сих пор смотрится, как роскошная иллюстрация к XVIII веку.




Режиссер С. Кубрик на съемочной площадке фильма "Барри Линдон".




</em>Надо сказать, что эта картина - плод удачного творческого тандема режиссера С. Кубрика и художника по костюмам Милены Канонеро. Вместе они сделали еще два культовых фильма "Заводной апельсин" (1971 г) и "Сияние" (1980 г). Но именно за "Барри Линдон" художница получила свой первый Оскар (всего их у нее 4 и 10 номинаций!). Весьма взыскательный к своей и чужой работе художник по костюмам Пьеро Този является большим поклонником фильма "Барри Линдон" - и, кстати, именно он когда-то порекомендовал Милену Канонеро режиссеру Стэнли Кубрику, поскольку сам был вынужден отклонить его предложение из-за нежелания работать далеко от дома.

Думаю, Милену Канонеро смело можно назвать специалистом по рококо: она работала на трех проектах, в которых была воссоздана эта эпоха. Первым был фильм С. Кубрика, потом - «История с ожерельем» (фильм, который, увы, не спасли ни прекрасные костюмы, ни восхитительные декорации) режиссера Ч. Шайера и, в 2009 году, всем известная «Мария-Антуанетта» С. Копполы.




«История с ожерельем»




"Мария - Антуанетта"


«Барри Линдон» сегодня считается шедевром мирового кинематографа.





Но, чтобы понимать в чем состоит уникальность этого фильма, поговорим сначала об эпохе рококо, освещении и костюмах того времени.
Поскольку вечерние развлечения XVIII века (игра в карты, балы и концерты) происходили при свечах, то и костюмы знати того времени (мужские и женские) чаще всего шились из отражающих свет материй.




King Gustav III of Sweden and his Brothers by Alexander Roslin. Detail





Grand Habit fourth quarter of the 18th Century by Reine des Centfeuilles, masterpieces inspired by the 18th Century




3-piece court suit for the young Alexander I, Russia, 1786. Pink silk with golden metal thread embroidery; waistcoat: cream silk with metal thread embroidery.




Robe à la francaise 1765


И (или) щедро вышитывались пайетками, стразами, металлизированной нитью, бисером




Unknown Maker. Men's Silk Vest. 1760. European.




The ensemble of the day is a man's pumpkin colored coat and vest of silk moiré, embroidered with silver thread and silver sequins, French, ca. 1750s




Court Suit, France, 1750-75, silk. Metropolitan Museum of Art. http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/95492?img=2&imgno=0&tabname=related-objects




Alexander Roslin Portrait of Archduchess Maria Amalia of Austria 1760s







"Robe ala Piemontaise", mid-18th c.,Textile Museum & Documentation Centre




1767 Marquise de Caumont la Force by François Hubert Drouais. Обратите внимание на то, как красиво мерцает кружево с металлизированной нитью даже в самых неосвещенных участках полотна.




Detail, man's coat, France, 1780s; silk velvet, silver spangles & thread, glass paste. http://collections.vam.ac.uk/item/O137725/ensemble-unknown/


Мужской костюм украшался бесчисленными пуговицами, декорированными стразами или даже инкрустированными бриллиантами.






Gentleman's Ensemble - detail of frockcoat buttons and waistcoat embroidery Date: ca. 1765 French Medium: silk, metal http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/80404?img=3&imgno=0&tabname=related-objects


В связи с этим, обычно вспоминают случай, произошедший с князем Куракиным




Vigee Le Brun Elisabeth-Louise - Portrait of Prince Alexander Kurakin.


«Куракин был большой педант в одежде: каждое утро, когда он просыпался, камердинер подавал ему книгу вроде альбома, где находились образчики материи, из которых были сшиты его великолепные костюмы и образцы платья; при каждом платье были особенная шпага, пряжки, перстень, табакерка и т. д. Князь носил всегда глазетовый или бархатный французский кафтан, на котором, как и на камзоле, все пуговицы были бриллиантовые, звезды, как и кресты на шее, — из крупных солитеров...




Портрет графа Александра Куракина - Владимир Боровиковский. 1802 год




Фрагмент. Как вы сами видите, все блестит и переливается))


в 1808 г. он был назначен русским послом в Париж, где и пробыл до 1812 г. Там в 1810 г. его постигло большое несчастие: он едва не погиб во время пожара на празднике, данном австрийским послом князем Шварценбергом, по случаю бракосочетания Наполеона с эрцгерцогиней Maрией-Луизой. Спасением своим он отчасти был обязан своему мундиру, который весь был залит золотом; последнее до того нагрелось, что вытащившие его из огня долго не могли поднять его, обжигаясь от одного прикосновения к его одежде... Куракин лишился еще во время суматохи бриллиантов на сумму более 70 000 франков, до которых он был очень большой охотник... Платье на нём тлелось и его тушили водою из лужи, между тем как другие отрезывали бриллиантовые пуговицы его одежды». (из книги «Замечательные чудаки и оригиналы» М. И. Пыляева 1898) http://starkniga.narod.ru/CHUDAKI/65.html

Позже, когда мода на роскошные пуговицы прошла, их переделывали в броши и другие ювелирные украшения.




A SUITE OF ANTIQUE DIAMOND JEWELLERY A pair of earrings, each of flowerhead design, set throughout with cushion-shaped diamonds, mounted in silver; and a brooch of similar design, converted from 18th Century buttons.


Например, в шведской королевской семье есть диадемы "Четыре пуговицы" и "Шесть пуговиц".





Бытует версия, что они были сделаны из старинных пуговиц 18 века, споротых с парадного платья Карла XIV Юхана.




Красавчик гасконец Карл Юхан, кронпринц Швеции. Художник Франсуа Жерар, 1811




На этой пуговице уже не бриллианты, а стразы. Как пишут на сайте Метмузея: "Стеклянные стразы были разработаны в 1670-х годах в качестве альтернативы бриллиантам в ювелирных изделиях. До 1770 они были популярны в вышивке. Стеклянные стразы, как правило, имели основу из тонкой металлической фольги (серебро усиливало блеск, цветная фольга подражала другим драгоценным камням)". Фото http://www.metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/80404?img=3&imgno=0&tabname=related-objects




Сатирическая картинка: мужчина ослепил даму блеском своих пуговиц))


Были популярны и пуговицы, изготовленные из ограненной стали. Они тоже хорошо преломляли и отражали свет.




18th Century. Riveted Cut Steel Stones


Женские платья и прически обильно украшались драгоценностями, которые состояли из нескольких частей, подвижно скрепленных между собой.





Слева: “The Infanta Maria Josefa of Borbon ” 1763, Lorenzo Tiepolo (detail), справа: 18th Century Pink Sapphire Earrings


При каждом движении женской головы свет дробился и отражался в этих прекрасно ограненных камнях, бросая блики на кожу, добавляя взгляду загадочности.




Maria Christina, Duchess of Teschen, 1765, by Meister der Erzherzoginnenportraits.


Были популярны банты-склаважи, украшения для корсажа и шпильки-эгреты.




Эгрет. Ок. 1760, Россия http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?assetId=202492001&objectId=84576&partId=1




A set of diamond bow brooches, Russia, c. 1760. http://collections.vam.ac.uk/item/O73376/bodice-ornament-unknown/





Бант-склаваж и серьги Екатерины II. "Склаваж" в переводе - небольшое ожерелье. Такие украшения носились на широкой кружевной ленте или бархотке.



Wedding Portrait of Marie Louise of Parma, granddaughter of Louis XV, who married her cousin, King Charles IV of Spain, in 1765 at age 13. Museo del Prado


Веера тоже расшивались блесками, чтобы те мерцали при движении в полумраке.






Lorgnette fan 1760–80 http://www.mfa.org/collections/object/lorgnette-fan-124225


Теперь вы понимаете, как важно было для воссоздании в фильме "Барри Линдон" эпохи рококо поставить правильное освещение и сделать костюмы аутентичными не только по крою, но и по фактуре.




Кадр из фильма "Барри Линдон"



Вопреки информации, размещенной в Википедии, что "погоня за аутентичностью потребовала приобретения для актёров подлинных костюмов эпохи рококо", Милена рассказывает в своем интервью Стефано Мази: "Мы сделали все сами, кроме пяти мужских костюмов, взятых в SAFAS.





Костюм из фильма "Барри Линдон"


... В ходе подготовке к съемкам, - продолжает Милена Канонеро, - была создана мастерская на окраине Лондона, в Элстри, недалеко от дома Кубрика. Потом, когда начались съемки в Ирландии, мастерская переехала туда. И, наконец, когда мы вернулись в Англию, мы оставили только несколько человек, во главе с нашим главным закройщиком, и это было действительно сказочно.

Мы часто работали в гараже его [Кубрика] дома, используемого в качестве мастерской, потом, когда работы стало больше, переехали в другое место. В доме Стэнли мы были окружены теплом и заботой, по дому ходило много красивых собак - золотистых ретриверов и кошек.




Не удержалась - фото Кубрика с кошкой))


Когда мы начали свою подготовку, СК дал всем руководителям отделов по мини-вэну Volkswagen. В нашем, который водила я, мы организовали небольшой офис чрезвычайной ситуации. Мы всегда спешили. В частности, во время съемок, когда изменялась локация. Полиция знала о "Scuderia Кубрика" ("Scuderia" - В пер с ит. "конюшня" - так называют гаражи Формулы 1) , и часто нас отпускала, если я попадалась на превышении скорости.




Костюмы из фильма


В то время Данило Донати был единственным, кто мог организовать такой масштабный пошив. Он делал это для фильмов Феллини. Но в Великобритании, до нас, никто этого не делал. Перед началом фильма я обошла все прокатные склады костюмов в Европе, но не смогла найти ничего, чтобы мне понравилось: костюмы были слишком театральными, очень тяжелыми, какими-то оперными, что было плохо для нашего "Барри Линдона". Я имею в виду, для создания стиля восемнадцатого века. Только в Safas я нашла некоторые замечательные костюмы для мужчин, вероятно, созданные Пьеро Този.




Кадр из фильма


Стэнли хотел, - рассказывает Милена Канонеро, - чтобы фильм стал поэмой, в которой было бы отражено идеализированное видение восемнадцатого века, причем, не без иронии; он не собирался возвращаться в реализм. Он послал меня в Европу, чтобы я купила все доступные издания старинных изображений для составления библиотеки ссылок; из них он выбирал те, которые потом повлияли на визуальный ряд фильма. Мы были вдохновлены такими художниками того времени, как [Томас] Гейнсборо,






Octavius of Great Britain - Gainsborough 1782




Кадр из фильма "Барри Линдон". Обратите внимание на сына Барри.


[Джошуа] Рейнольдс,




Selina, Lady Skipwith - Reynolds 1787




Промо-фото к фильму "Барри Линдон". Модель и актриса Мариса Беренсон, кстати, внучка Эльзы Скиапарелли.


[Даниэль] Ходовецкий,




Daniel Chodowiecki





[Жан Батист Симеон] Шарден, [Джордж] Стаббс,




George Stubbs. The Milbanke and Melbourne Families


[Иоганн] Цоффани.




William Hogarth - The Marriage of Stephen Beckingham and Mary Cox




Кадр из фильма "Барри Линдон"


Они нас спровоцировали на использование свечей в качестве источника света. Для этого Стенли пришлось снимать специальным объективом Zeiss, чего никто никогда до нас в кино не делал, именно с ним мы могли снимать сцены при свечах.








Для сцен при свечах, я должна была убрать [из костюмов] все белоснежное, поскольку белый смотрелся на пленке очень ярким, как говорят в кино, "горел" на камере.




Adolph Menzel - Flötenkonzert Friedrichs des Großen in Sanssouci. Еще один источник вдохновения для Кубрика





Кубрик использовал специальный объектив, предоставленный NASA, который видит больше, чем человеческий глаз. Иногда даже при съемке на открытом воздухе мы должны были быть осторожными, чтобы белый цвет не казался ослепительным, потому что тип киносъемки, который использовал Стэнли Кубрик, был особенным".




Платье из фильма.


Похожий операторский прием был применен на съемках фильма С. Фрирза "Опасные связи".





Но это произошло значительно позже







и об этом как-нибудь в следующий раз ;)





Посты на похожую тему:

«КОНТРАКТ РИСОВАЛЬЩИКА»: ФИЛЬМ, КАК ЖИВОПИСНОЕ ПОЛОТНО http://la-gatta-ciara.livejournal.com/63506.html

Рококо: мужчина в цветах и порхающих бабочках. http://la-gatta-ciara.livejournal.com/338423.html

Ссылки по теме:

Интервью Милены Канонеро http://www.archiviokubrick.it/opere/film/bl/canonero.html

http://www.archiviokubrick.it/testimonianze/persone/canonero.html

Фото костюмов из фильма с выставки, посвященной Кубрику http://hollywoodmoviecostumesandprops.blogspot.ru/2013/02/oscar-winning-costumes-from-barry.html
http://hollywoodmoviecostumesandprops.blogspot.ru/2013/02/military-costumes-form-barry-lyndon-on.html

http://crownprincessvictoria.blogspot.ru/2010/05/six-button-tiara.html

Tags: 18 век, Милена Канонеро, Оскар, голливудские художники по костюмам, итальянские художники по костюмам, кино, мужской костюм, операторская работа, творческий тандем, художники по костюмам, ювелирное искусство
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author