Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

История шляпки из флорентийской соломки.

"Соломенная шляпка золотая
С головки вашей ветреной слетая,
Ещё не раз пленять собой могла,
Но лошадью какой-то офицерской
С гримасою какой-то изуверской
Она внезапно съедена была..."
Булат Окуджава



Не знаю, часто ли показывают сейчас фильм «Соломенная шляпка» по ТВ, но когда-то этот фильм с Андреем Мироновым в главной роли был очень популярен. Еще я помню, что та шляпка была не просто соломенной, а сделанной из флорентийской соломки. Собственно, водевиль французских драматургов Эжена Лабиша и Марк-Мишеля, по которому был снят фильм, назывался Un chapeau de paille d'Italie - «Шляпка из итальянской соломки», а известный композитор Нино Рота даже написал по нему мюзикл Il cappello di paglia di Firenze - «Шляпка из флорентийской соломки».



Миклош Барабас "Флирт" (1841)


На самом деле, «итальянская», «флорентийская», «ливорнийская» - суть одно и то же, поскольку такие шляпки изготавливали из тосканской соломы сорта marzuolo. Стебли этой пшеницы имеют красивый золотистый цвет и хорошую эластичность. К тому же, изделия из нее получались легкими, что, согласитесь, важно для головного убора. Кстати, сорт был выведен только для шляпной соломы, он не используется для еды.




Leghorn straw bonnet, French, 1845 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON


Эту пшеницу выращивали (и еще выращивают) под городом Синья (пригород Флоренции), чтобы потом солому в виде сырья или уже готовых изделий отправить из ближайшего морского порта Ливорно в Европу и Америку. Отсюда, часто эту соломку или шляпы называют "леггорн" (Leghorn) — поскольку именно такое имя дали англичане порту Ливорно. И понятно, что свое обобщеное название "итальянская соломка" она получила уже в середине 19 века после объединения Италии))




Ливорно, терраса Масканьи. День сегодняшний, фото моё.




Ливорно, Новый форт (Fortezza Nuova), наши дни. От Ливорно 19 века сегодня мало что осталось, поскольку город сильно пострадал во Вторую мировую войну. Фото моё.


Немного остановлюсь на термине Leghorn, который обычно указывает историкам моды и коллекционерам на:
1) место происхождения (что забавно, поскольку Синья находится, скорее, рядом с Флоренцией, чем с Ливорно);
2) используемый материал;
3) способ плетения: обычно, обработанную должным образом соломку заплетали в тонкие косички, а затем ловко и бесшовно собирали спиралькой до требуемой формы (в местах стыка тесьмы образовывался небольшой холмик).




Образцы "леггорна".





Для обработки этой соломы, для плетения из нее тонких косичек, использовался женский и детский труд.




Holman Hunt’s Tuscan Girl Plaiting Straw


Оплачивался он плохо, хотя сами шляпы считались элементом роскоши.
В Италии женщин, сплетавших эти косички в длинную тесьму называли «trecciaiole».





Всемирную популярность шляпам из флорентийской соломки приписывают конкретному лицу — Доменико Микелаччи, который в 1718 году, после многих экспериментов, пришел к выводу, что именно пшеница сорта marzuolo идеально подходит для их изготовления.











А тут еще в Европе пошла мода на пейзанок (крестьянок) и соломенная шляпка пришлась очень кстати. Европейская аристократия идеализировала крестьянский труд — вспомним французскую королеву Марию-Антуанетту, доившую коз и жарившую омлеты, что, правда, не спасло ее от гнева народа.




Виже-Лебрён Портрет Марии Антуанетты, 1783




Анжелика Кауфман - Портрет леди Элизабет Фостер. 1785 год




кадр из фильма "Герцогиня".





Томас Гейнсборо - Мэри, графиня Хоу, 1764


Такой тип соломенной шляпки, модной в 18 веке назывался "бержер" - в переводе с французского "пастушка".




кадр из фильма "Герцогиня"




Еще одно ее прозвище - milkmaid hat - "шляпа доярки"))






Эта шляпка (1775 - 1800 гг) из музея Виктории и Альберта, скорее всего, сделана именно из флорентийской соломки, поскольку в Англии тогда еще не умели возделывать пшеницу нужных для изготовления подобных шляп сортов.





кадр из фильма "Опасные связи"


В 18 веке шляпки «леггорн» были очень популярны, хотя и дороги.




Еще одна шляпка "бержер" из лондонского музея В&А


Из-за наполеоновских войн (1803 - 1815 гг) на некоторое время прекратился импорт соломки из Италии, это привело к тому, что в Англии стали усиленно развивать промышленное производство изделий из собственной соломы. В 1805 году лондонское Общество поощрения искусств, производства и торговли, наградило мистера Уильяма Корстона золотой медалью за то, что он нашел свой вариант имитации "ливорнийской косички". В некоторых регионах Великобритании, таких как Мидлендс, Бедфордшир и Херефордшир появились школы плетения, в которых детей с трех (!) лет обучали искусству плетения из соломки. Тоже происходило и в Америке, и других странах, где появились фирмы — подражатели.




Фотография двух девочек, плетущих из соломы шляпы в Уилстоне, Хартфордшир, Годфри Бингли, 1890 г. Музей В&А (Лондон)



Но уже в 1810-х гг флорентийцы снова наладили экспорт соломки и шляпок во Францию и Германию.




Микеланджело Григолетти. Семейный портрет. Ок. 1830




Merry-Joseph Blondel Portrait of a Woman Seated Beneath a Tree. 1830




A leghorn bonnet, with wide slightly flaring poke brim. American. 1840. MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON



Тем более, что в то время в моду вошли шляпки-капоры. Именно на 19 век приходится особая популярность флорентийской соломки в Европе и Америке.




1830 г.




Leghorn, red taffeta ruffle in back, 1830, MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON





Модные картинки 1838 г и 1820 г




Marie Amélie Cogniet. Portrait of Adélaïde d'Orléans, 1838




Black leghorn, American, about 1835 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON




Joseph Karl Stieler Bildnis der Tochter des Künstlers






Carolina Frederica Kerst, de echtgenote van de beeldhouwer Louis Royer.

Carolina Frederica Kerst by Charles Van Beveren




A black leghorn bonnet American 1835–40 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON




Yellow leghorn American about 1840 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON




Bonnet, 1840. Painting by Van Rensselear, 1842






Leghorn straw bonnet French about 1845 MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON


Я вас тут завалила картинками женских головных уборов, а ведь и мужчины носили ... соломенные цилиндры!




Man's leghorn hat French about 1840? MUSEUM OF FINE ARTS, BOSTON







Мужские моды 1834 год




United States, circa 1832




Модная картинка начала 19 века


Про канотье я в этом посте писать не буду, это отдельная тема для другой статьи. А вот про обувь из соломки упомяну))





"Верх этой женской обуви сделан в ливорнийской технике remaille, где мелкие соломенные косички соединены по краю невидимой строчкой. Такие соломенные заготовки производили в Тоскане и в основном их использовали для пошива высококачественных головных уборов. Тем не менее, на пике своей популярности, такими соломенными косичками украшали почти все виды одежды - от корсетов до зонтиков. Итальянскую соломенную тесьму, из которой сделана эта обувь, вероятно, продавали уже сшитую в полотно, может быть, даже нарезанную выкройками, а на обувь шли обрезки. Это означает, что такая обувь могла быть сделана в любом месте Европы, или даже в Америке", - информация сайта музея Виктории и Альберта (Лондон) http://collections.vam.ac.uk/item/O67163/pair-of-shoes-unknown/





"Эти тапочки, сделанные из соломы и конского волоса, были предназначены для ношения дома. Они, вероятно, были сделаны в Тоскане (Италия), чей портовый город Ливорно был раньше экспортером соломы для модных дамских шляпок. Сетка из конского волоса поддерживает различные замысловатые соломенные жгутики, косички и украшения, которые, вероятно остались после отделки капора. Алая шелковая подкладка подчеркивает эти детали отделки.
Хрупкая обувь требует изящного шага. Женский идеал 1830-х и 40-х годов находился под влиянием популярности балерин. Их костюмы имели большое влияние на моду, особенно изящные, с плоской подошвой тапочки, которые сегодня по-прежнему носят танцовщики и которые продаются в модных магазинах для под названием "балетки".
(http://blog.fidmmuseum.org/museum/2015/05/from-farm-to-fashion.html)


Из-за подражателей и появившейся дешевой продукции, выполненной в Китае (вот она, первая ласточка!) в конце 19 века цены на знаменитую флорентийскую соломку сильно упали, что вызвало забастовку женщин - trecciaiole. Они заблокировали движение поездов на отрезке Флоренция - Фьезоле, завалив пути соломой и усевшись на нее, что вы видите внизу на иллюстрации из журнала тех времен. Пишут, что это была первая итальянская забастовка.





После этого, кое-как цены стабилизировались, чему, конечно, помогла продолжающаяся мода на шляпки из соломки.




Heinrich Hellhoff - Portrait von Charlotte Testrup , seiner Tochter 1906





A leghorn hat American early 20th century



Последний всплеск популярности на соломенные шляпки пришелся в 20-е гг,







но, опять-таки, из-за Китая, в середине ХХ века производство изделий из соломки сократилось до минимума, сегодня это уже редкий, кустарный промысел. Чаще всего, те шляпки "из флорентийской соломки", которыми сегодня завалены рынки Флоренции произведены в Китае((


"Все старые, а пуще молодые,
Храните ваши шляпки золотые,
Храните до конца и в этом соль.
Когда над головой грохочут громы
Способна даже пригоршня соломы,
Сыграть в судьбе решающую роль".


Ссылки:
Чудесное видео (кто итальянского не знает, там потом повторяют видеоролик на английском) из Музея соломки в Синье



сайт музея http://www.museopaglia.it

http://translate.academic.ru/Leghorn/en/ru/1

http://collections.vam.ac.uk/item/O145827/hat-unknown/

www.mfa.org/search?search_api_views_fulltext=leghorn

https://historicalcostume.wordpress.com/tag/straw/
Tags: 18 век, 1830, 1840, 19 век, 1910, 1920, Италия, Флоренция, бидермейер, головные уборы, история костюма, мужской костюм
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author