Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Коллекция А. Приймака. Часть 2. Корсеты.

Продолжаем знакомиться с коллекцией Антона Приймака (начало было здесь).
Сегодня речь пойдет о корсетах.

Рассказывает Антон Приймак: "Что такое корсет? Основная его функция была – поддерживать грудь, сегодня эту функцию выполняет бюстгалтер. Вторая задача корсета – формировать корпус, силуэт.










Антон Приймак


Мода поднимала талию то выше, то опускала ниже, и так в течение всего XIX века. Талия была высокой не только в эпоху ампир, но и во и второй половине 1860-х – начале 1870-х гг.




1870 Margherita wearing blue evening dress by Michele Gordigiani


Все это формировалось корсетом. Тогда весь костюм был поясной, это сейчас платье держится на плечах, а тогда все фиксировалось на корсете.




реклама корсетов


И только в последнюю очередь, если дама хотела, корсет служил для создания тонкой талии. Конечно, тогда были любительницы сильно утягиваться, но их было не так много.








1. Особенности детских корсетов.


Детских корсетов у меня в коллекции очень много.




Детские корсеты из коллекции А. Приймака


В XIX веке корсеты с костями начинали носить лишь с подросткового периода. Другое дело XVIII век: корсеты представляли собой жесткие конусы, которые не имели ничего общего с формой человеческого тела.




детский корсет XVIII века, музейный экземпляр.


Корсеты носили с года, потому что считалось, что детское тело, так же, как и женское, в отличие от мужского, аморфно, и внутренние органы требуют обязательной поддержки. Еще и поэтому женщины носили корсет: он приподнимал им грудь и "держал внутренние органы".




реклама корсета


Детские младенческие лифики делались стеганными на вате. В XIX веке не было, как сегодня, хорошего центрального отопления, поэтому стеганные вещи в холодное время года были очень популярны. К тому же, это еще и часть традиции – все знают про стеганные юбки XVIII века.




Антон показывает мне корсетик младенчика





У ребенка постарше корсет – это плотный лиф, чаще, проложенный шнурами.




Детские корсеты из коллекции А. Приймака




Пуговицы на корсете внизу для того, чтобы пристегивались панталоны, подвязки, даже, возможно, нижние юбки. Бывает, что на детских корсетах пришивают очень много пуговиц.

Все детские корсеты вплоть до подросткового периода, когда девочка превращается в девушку, плотные, жесткие, но не утягивающие.






А вот когда у девушки начинают формировать талию, там уже появляются кости и крой корсета меняется.



2. Детали дамского корсета.


Дизайн корсетов несет не только конструктивную нагрузку, но и отражает стиль своего времени. В 1820-е гг в моде была геометричность: талия начинает снижаться, юбка напоминает конус.





Woman's Ball Gown England, circa 1820. The Los Angeles County Museum of Art



И эта геометричность поддерживалась в декоре. Нижние юбки декорировались шнурами для плотности, шнурами выкладывали ромбики, зигзаги и др. орнаменты.







Корсет из хлопчатобумажной материи, 1820-е гг. Из коллекции А. Приймака






Обратите внимание на блочки. Это старинные блочки из слоновой кости, которые аккуратно вставляли в ткань, раздвигая нити и фиксируя нитками. Держались они достаточно слабо, часто вываливались. И только позже стали ставить уже классические, крепкие блочки.


Корсет 30-х гг имеет округлые, плавные линии, как и в платьях той поры.




Woman's Dress Europe, circa 1830. The Los Angeles County Museum of Art


И люверс уже классический, настоящий, состоящий из 2-х частей, закатанный.






И в декоре уже появляется растительный орнамент.




Корсет из хлопчатобумажной материи, 1830-е гг. Из коллекции А. Приймака


Позже, в 40-х гг, он уже станет излюбленным мотивом. И нижние юбки будут вышиваться растительными орнаментами, очень простыми: ромашки, рябинки…







Нижняя юбка. Хлопок, английское шитье, 1840-е гг. Из коллекции А. Приймака




Музейное платье 1840-х гг.


Корсеты 40-х и 50-х гг почти не сохранились, даже в музеях они редкость. Почему?

В первой половине XIX века все корсеты изготавливались исключительно вручную. Это был кропотливый труд. Корсетная промышленность еще не была развита, и они практически не изготавливались впрок. Шились при необходимости и чаще всего под конкретного заказчика.
В 1820-х и 1830-х годах силуэт постоянно менялся. на протяжении этих лет талия постепенно опускалась. И выходящие из моды корсеты, которые уже не формировали силуэт соответствующий новым тенденциям, откладывали в сторону.
1840-е годы - это время глубочайшего застоя в моде. талия опустилась на естественный уровень. И держалась на нем довольно долго. Поэтому, корсеты 1840-х годов не откладывали в сторону, а занашивали. Они почти не сохранились. В 1850-х мода менялась в разных областях, но талия по-прежнему оставалась на своем месте, с незначительными изменениями. Поэтому, в эти годы, могли донашивать корсеты 1840-х, параллельно с корсетами своего времени (1850-х).
И только в середине 1860-х талия вновь стала подниматься. Поэтому, сохранившиеся корсеты 1850-х и начала 1860-х гг, с низкой талией стали откладывать в сторону.
В 1860-х гг начинается расцвет корсетной промышленности. Во второй половине 19 века в магазинах продают готовые корсеты, которые отшивают на машинках впрок и чем ближе к концу 19 века, тем шире эти заготовки. Мода менялась, и выходящие из моды нашитые в большом количестве, новые корсеты, откладывались в сторону. Их место на полках в магазинах занимали новые модели. Довольно часто встречаются сегодня корсеты эпохи Модерн, совершенно не ношенные. Которые, возможно, даже не были проданы свое время, потенциальным клиенткам .

Таким образом, корсеты 1820-х и 1830-х относительно часто встречаются. Потом наступает провал: корсеты 1840-х не сохранились. Есть единицы. Корсетов 1850-х очень мало. Чуть больше корсетов 1860-х. гг. и т.д.









Корсет из хлопчатобумажной материи (диагональ), около 1840 г. Из коллекции А. Приймака





Карикатура Оноре Домье, опубликованная 7 февраля 1840 года. На ней в витрине магазина установлены подобные корсеты.


Часто на корсетах можно увидеть декоративные стежки – флоссинг, впервые они появились в 1850-е гг.




Из коллекции А. Приймака

Классические закрепки каплевидные. Позже, во второй половине XIX века они стали более декоративными, появились варианты: цветочки, лепестки и проч. Изначально, их функция - фиксировать кость. Потом поняли, что это красиво и вышивали флоссинг не как закрепку, а именно как декоративное оформление.





Корсет из шелкового атласа, отделанный кружевом, шелковыми лентами и плюшем, 1860-е гг. Из коллекции А. Приймака




деталь




Woman's Dress (Wedding) United States, circa 1860 The Los Angeles County Museum of Art


Кстати, в середине XIX века многие корсажи платьев тоже снабжали костями. Это не исключало корсета под платьем, потому что кости на корсаже держали длинный шнип и не давали лифу морщить.




Franz Hohenberger - Bildnis Einer Dame Im Blauen Kleid Mit Veilchen. Original 1888.


С изнанки у корсетов посередине есть кармашек, в который вставляется бюск. К сожалению, купить сегодня старинный корсет с родным бюском сложно.





Бюск – это широкая пластина из металла, дерева или слоновой кости, которая вставляется по центру спереди.




Бюск из дерева 1825 - 1850. Музей Метрополитен Нью-Йорк.http://metmuseum.org/collection/the-collection-online/search/85362?rpp=30&pg=1&ft=busk&pos=9


Иногда он имел небольшой прогиб в области живота, но чаще всего, был прямым.


Woman in Corset with Cat Toying at Her Ribbon


Растегиваемую планшетку придумали в конце 1830-х гг, но она, как и все новинки, не сразу пошла в употребление.




На фото начала ХХ века дама пытается застегнуть планшетку корсета.





Woman's Two-piece Dress (Wedding) United States, 1886 Silk faille, ciselé velvet
The Los Angeles County Museum of Art








Корсет из шелкового атласа, отделанный шитьём, 1880-е гг (1883г.) Из коллекции А. Приймака


Вдоль шнуровки обязательно вставлялись тоненькие косточки из китового уса.





Это нужно было для того, чтобы, когда шнуровали корсет, спинка не морщила. Мне как-то попалась статья в журнале 70-х гг 19 века об обработке китового уса. На самом деле, в то время в мире было две или три фабрики, которые работали с самим китовым усом, пилили что-то на корсеты, что-то на зонтики, что-то на ручки для чего-то там. И на этих фабриках, мне запомнилось, работало всего 35 человек. Поэтому, я думаю, делали какой-то стандарт. Китовый ус уникален тем, что его распаривали, зажимали в тисках, и он принимал определенную форму.


Крюк на корсете чаще всего служил для фиксации юбки.




Прорезь на кокетке в нижней юбки сделана специально для крючка.


А на корсетах конца XIX – начала ХХ века, в 95 % случаев, был нужен для того, чтобы перетягивать через него концы шнура от корсета.









Корсет из тонкого шелка, с подвязками. Отделан кружевом и шелковыми лентами, 1900-е гг. Из коллекции А. Приймака




На фото дама в корсете той же поры




Платье, модный S-образный силуэт которого создает корсет, представленный на фото выше.



Мода того времени диктовала узкую, длинную талию, шнуровка корсета стягивалась посередине, на талии, длинные концы этого шнура перебрасывали вперед и крепили на крюк сбоку, прикрывая сверху нижней юбкой.






Но это еще не все. Поясные турнюры эпохи модерн завязывались не на талии, а чуть ниже, под крючком. Они даже скроены так, что даже если ты их завязываешь на талии, они не будут сидеть"

Но о турнюрах и их хитростях мы поговорим в следующий раз!))

Tags: 1830, 1840, 1850, 1860, 1870, 1880, 1890, 19 век, Антон Приймак, белье, дамские мелочи, интервью, коллекционеры, корсет
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author