Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

КОКОШНИК. часть 1: ОТ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНКИ ДО АНГЛИЙСКОЙ КОРОЛЕВЫ.

В 2010 году сразу две известные марки одежды сделали коллекции на русскую тему: Кензо и Шанель. Лагерфельд вспомнил боярские сарафаны, меховые муфты и кокошники.




Наоми Кембелл в кокошнике от Шанель


Мы сегодня воспринимаем кокошник, больше как головной убор Снегурочки. А ведь с 19 века до 1930-х годов он был довольно популярен даже у светских дам. Самый пик моды на кокошник пришелся на 1920-е годы, когда его носили практически все женщины мира, правда, в достаточно стилизованном виде, но об этом немного позже.  

Итак, кокошник.

Все мы знаем, что это русский, национальный, женский головной убор.



1800 - 1880 г.

Известен он очень давно. Более того, в каждой губернии у него была своя форма.





Кокошники, слева направо: - двурогий кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии; B - однорогий кокошник, Костромская губерния, C - кокошник; D - кокошник, Московская губерния, Е - кокошник, Владимирская губерния, F - кокошник в виде цилиндрической шапки с плоским дном (с платком) G - Двухгребенчатый, или седлообразный, кокошник (вид в профиль).

Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.

Его носили царицы, боярыни и боярышни.





Седов Григорий Семенович (1836 — 1884) "Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем" 1882 г.


 

Константин Егорович Маковский (1839-1915)

 Но, с приходом к власти Петра I, народный костюм у знати был заменен на европейский, и кокошник был возвращен в женский придворный костюм лишь Екатериной II в XVIII веке.
   




Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике 1772 г.



Portrait of Catherine II of Russia (1729-1796)

 Позже, на волне патриотизма (в связи с изгнанием наполеоновских войск из России), в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди, ну и заодно, кокошник.


Лефевр Робер. Портрет княгини М.Ф. Барятинской с дочерью Ольгой, 1817.

 


Э.Виже Лебрен Портрет фрейлины в русском придворном костюме



François Joseph Kinson. Portrait of Sophia Petrovna Svechina, 1816 г.



Дальше – больше. В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником.




Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Злопыхатели называли такой фасон "офранцуженный сарафан".



  Такой вариант «народного платья» оставался в гардеробе придворных дам до самой революции.



Великая княгиня Елизавета Федоровна со своей фрейлиной

  Разумеется, это была, говоря современным языком, лишь стилизация под русский традиционный костюм. Все эти платья были строго регламентированы, имели значение их цвет и отделка. 




Пимен Орлов. Портрет неизвестной в придворном русском платье. Около 1835 г. Эрмитаж




П. Орлов. Портрет Софьи Васильевны Орловой-Денисовой, 1835 г.


 
Говорят, что русские царицы, будучи иностранками по рождению, использовали стилизованное народное платье, чтобы быть ближе к русским подданным.




Франс Крюгер. Портрет императрицы Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Фридерики Шарлотты Вильгельмины, известной также как Шарлотта Прусская )





Великая Княгиня Александра Петроовна (1838 – 1900) (Александра Фридерика Вильгельмина принцесса Ольденбургская).


При дворе стали популярны балы в русском стиле, самый известный из которых- бал 1903 года, уже в царствование Николая II




Маскарадный костюм княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой - "Боярыня"





Великая княжна Ксения Александровна на балу 1903 г.

 
Костюмы для бала создавались по эскизам художника Сергея Соломко и с привлечением консультантов по народному костюму. 



Рисунок С. Соломко


Стоили они целые состояния. Шили их самые известные мастера того времени: Надежда Ламанова и любимый модельер императрицы Август Бризак. Меха, ткани, драгоценности – ни на чем заказчики не экономили. Эти костюмы были визитной карточкой их благосостояния.




Начало ХХ века в России отличал всплеск интереса к народному творчеству, который проявился в работах многих известных художников В. Васнецова, М. Врубеля, И. Билибина




М. Врубель "Царевна - Лебедь"


Многие светские дамы заказывали портреты в русском стиле.




Константин Егорович Маковский «Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме»



 
В семье последнего русского императора Николая II детей приучали с раннего возраста носить "русское платье"


Великая княжна Анастасия Николаевна 1904 г.



Великие княжны Ольга и Татьяна



Их мать императрица Александра Федоровна в «русском платье» и диадеме стиля «кокошник».


Кстати, тиары и диадемы в стиле «кокошник» были популярны с середины XIX века вплоть до 1930-х годов.




Маковский. Портрет императрицы Марии Федоровны




Maria_Feodorovna_by_Kramskoj


Есть версия, что первую тиару в стиле «кокошник» заказала сестра Марии Федоровны Александра Датская после того, как та стала русской императрицей.




Императрица Мария Фёдоровна со своей сестрой Александрой, принцессой Уэльской



Королева Александра в бриллиантовой тиаре «кокошник»



Сейчас эта тиара принадлежит королеве Великобритании Елизавете.



О кокошниках 1920-х годов я расскажу во второй части.

  Немного чудесных ссылок:


про типы русских народных головных уборов можно прочитать и полюбоватьсяздесь


про С. Соломко прочитатьздесь


про бал 1903 года посмотреть много фотоздесь


про диадемы королев есть прекрасное сообщество
Tags: 19 век, ампир, ар нуво, бидермейер, история костюма, ювелирное искусство
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author