Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Женское в мужском костюме. Муфта.

Как пишет нам энциклопедия (хотя мы и сами знаем), МУФТА (нем . Muffe) - род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук.




Charles-Benjamin de Langes de Montmirail 1760 г.





Говорят, что муфту придумали венецианки в 16 веке, поскольку в огромных, сырых, холодных палаццо их нежные ручки мерзли отчаянно.




Чезаре Вечеллио «Знатная венецианка в зимнем костюме». Гравюра 16 век


До появления муфты руки просто прятали в воронкообразные рукава, как мы иногда делаем и сегодня, когда забываем дома перчатки.
Итальянки вообще всегда были неравнодушны к меху. Вспомнить только зибеллини - шкурку куницы или соболя, которую знатные девушки времен Ренессанса украшали драгоценными камнями и прикрепляли к поясу цепочкой!




Portrait of Bianca Ponzoni Anguissola, by Sofonisba Anguissola, 1557




Portrait of Bianca Ponzoni Anguissola, by Sofonisba Anguissola, 1557, деталь


Из Италии муфта распространилась и в другие европейские страны. Она прочно вошла как в женский, так и мужской гардероб.


 

lady gentleman 1693




Giovanni Battista Tiepolo. Venetian Promenade. 1750-1760


Не исключено, что своей популярностью у французских дворян муфта обязана подражанию костюму монарха.




Jean-Etienne Liotard (1758 circa)


В любви к муфте был замечен не один король Франции. Андрэ Блум писал в своей книге «Последний Валуа»: король Франции Генрих III (19 сентября 1551 — 2 августа 1589 ) любил «духи, косметику, серьги, бархат и атласные муфты, отороченные мехом – фактически, целый арсенал способов, которым раньше пользовались только женщины»  




Генрих III. Про его любовь к переодеванию в женское платье и интимные отношения с миньонами я уже писала в посте про "Графиню де Монсоро".


Интересная особенность - в отличие от муфт, которые стали делать позже и мехом наружу, муфты XVI-го века делались мехом вовнутрь. Так рукам было теплее. Наружная ткань была роскошной и часто украшалась кружевом, вышивкой и лентами.




  Самый пик в мужской моде на муфты пришелся на XVII век. 





Мода эпохи барокко подразумевала большую декоративность, сложность материалов и отделки, а также, большое количество аксессуаров.




court billard 1694


С середины XVII века вся Европа стала подражать в моде французскому двору короля Людовика XIV (14 мая 1643 — 1 сентября 1715).




Louis XIV


Костюм французского дворянина в то время подчеркивал его статус, абсолютно лишая индивидуальности. Король регламентировал не только платье, но и походку, увлечения, сам образ жизни.





Мужчины знатного происхождения неспешно передвигались по дворцу на высоких каблуках, пряча руки в шикарные муфты, подражая в этом Королю – Солнце.




Louis XIV




man 1698


И муфты, висящие на шнурах, лентах или цепочках где-то ниже талии, отлично вписывались в этот изысканный, вальяжный образ.




man 1694 


Такой изящный мужской стиль был придуман Людовиком XIV в противовес к ненавистному ему образу мужчины – воина, который был популярен во времена его молодости. Королю были противны мушкетеры с их громыхающими по паркету шпорами, резкими, размашистыми движениями.


<

Теперь все стало с точностью до наоборот: танцующая походка, картинные позы, расшитые камзолы, прелестные мелочи. 




French, 17th century
 

С возрастом Людовик полюбил меха. В огромных дворцовых комнатах королю было холодно и неуютно. А он был уже стар и болен. Поэтому мехами подбивали его камзолы и плащи, из них шили его муфты. Рассказывают, что они достигали огромных размеров. В них он носил свои нюхательные соли на случай дурноты, веер, часы и много других необходимых вещей. И, как правило, его муфты были сделаны из экзотического меха - тигра, пантеры, выдры или бобра.


 

man 1690

Величина и форма муфты менялась в зависимости от моды. Она стала вполне продуманным аксессуаром и иногда служила лишь для того, чтобы производить своим видом и размером впечатление на окружающих.




1779 "Redingotte en Bakmann ou A  coqueluchon".


 

"Франт". Франция, 1780-е гг  http://collections.vam.ac.uk/item/O1109347/fashion-plate-unknown/


Изменилась мода, а с ней и образ мужчины. Он стал более сдержанным и мужественным, поэтому муфта стала восприниматься, как элемент излишней декоративности и женственности.





Что же до дня сегодняшнего и мужчин с муфтами - существовала (и существуют поныне) специальная муфта для охоты. В них охотник согревает руки, а внутрь такой муфты вшивается иногда даже патронташ на 6—8 патронов. Они также подвешиваются на ремешке.




Вильгельм II на охоте. На этом фото мы видим германского императора Вильгельма II на охоте с роскошной муфтой. Кстати у него был врожденный недостаток – поврежденная рука (короче правой на 15 см.); в будущем Вильгельм был вынужден скрывать этот физический недостаток, вот и здесь, он удачно спрятал одну руку в муфту.

</em>


Современная охотничья муфта




Современный охотник с муфтой, которую можно купить на любом сайте, занимающимся одеждой и снаряжением для охоты.




Солдаты прусской армии в окопах.


В армии муфты использовались с той же целью, что и на охоте.

Вот такой небольшой рассказ о муфте, как аксессуаре мужского костюма.
 
Tags: 17 век, 18 век, 19 век, женское в мужском, история костюма, мужской костюм
Comments for this post were disabled by the author