Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Я хочу стать художником по костюмам – что дальше?

В своем ЖЖ я много пишу про творческие моменты в работе художников по костюмам, а в lookatme.ru российские художники делятся рассказами о трудностях нашей профессии. Все правда, как это не печально.

Лидия Крюкова о том, как важно получить
высшее образование и уметь рисовать


 
кадр из фильма "Фауст"


Лидия Крюкова

Заслуженный художник РФ,
почётный кинематографист,
обладательница серебряной медали ВДНХ, премий «НИКА» и «Золотой орёл»

Художник по костюмам фильмов «Молох», «Телец» и «Фауст» Александра Сокурова, «Собачье сердце» Владимира Бортко и многих других

«После окончания факультета промышленного дизайна ЛВХПУ им. В. И. Мухиной по специальности текстиль я поняла, что мне не столько хотелось работать с тканями, сколько создавать из них образ. Я пришла на художественный совет киностудии «Ленфильм» со своими эскизами, там мне предложили на выбор пойти ассистентом художника по костюмам или в декораторы — работать с текстилем в интерьерах. Я сразу выбрала костюмы и 4 года отработала ассистентом у талантливых мастеров. Работа мне понравилась сразу, но также сразу пришло понимание, что это серьёзный труд, даже образ жизни.

Когда образование получала я, такой специальности как художник по костюмам и вовсе не было; сегодня же и в Москве, и в Санкт-Петербурге можно без проблем получить профессию в вузе. Конечно, ни один институт не даст по данной профессии полных знаний, необходимых для работы, поэтому сразу после учёбы необходимо отработать несколько картин в роли ассистента художника по костюмам — это поможет освоить на практике специфику профессии. На каждой кинокартине приходится заново учиться, погружаться и изучать описываемую эпоху.

Человек, решивший связать с этим свою жизнь, должен понимать, что специфика профессии предполагает ненормированный рабочий день. Художник по костюмам отвечает за всё, что  в кадре, за каждую деталь: костюм, головной убор, бижутерию, обувь и многое другое, но главное — за художественный образ и соответствие его той эпохи, в  которой происходят кинособытия. Для этого мы привлекаем на площадку различных консультантов — это не только специалисты по военному и историческому костюму, но и современные модельеры, если того требует заданная эпоха. На создание костюмов для исторических картин уходит больше времени: приходится досконально изучать новый материал, да и у таких костюмов пошив сложнее. Если в фирме исторических тканей мы не находим того, что нам нужно, расписываем ткани своими рисунками. Иногда покупаем что-то в антикварных магазинах. После того, как все костюмы сшиты, начинается их «фактурка» — сложный, длительный технологический процесс, благодаря которому ткани кажутся более старыми. Это нужно для того, чтобы костюмы были правдивыми и жизненными. Работа художника не заканчивается на изготовлении костюмов, дальше следует длительный процесс съёмок, где его присутствие необходимо каждый съёмочный день.

Одним из основных качеств, необходимых художнику по костюму, я бы назвала умение рисовать. Благодаря ему художник передаёт свои мысли и фантазии на заданную тему, по сути придумывает костюм. Не менее значимо умение убедить режиссёра, актёра и даже любого участника массовых сцен в необходимости надеть данный костюм. Конечно, важно иметь и врождённый вкус к прекрасному. Развивать в себе вкус, узнавать новое, черпать новые идеи и вдохновение можно, посещая выставки своих коллег, — и в России, и за рубежом постоянно проводится масса полезных и интересных выставок работ художников по костюмам, где авторы демонстрируют не только эскизы, но и готовые вещи».

Варвара Авдюшко о том, что работа художников
по костюмам намного сложнее, чем многие думают



 
кадр из фильма «Президент Линкольн: Охотник на вампиров»



Варвара Авдюшко

Художник по костюмам фильмов «Тайна перевала Дятлова», «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», «Особо опасен»

«Сначала я работала стилистом на музыкальных роликах и в рекламе, потом решила ограничиться только костюмом. Я пошла по дороге самообразования. Если вы мечтаете стать художником в кино или в театре, то я не советую вам повторять мой опыт. Намного легче работать, получив академическое образование, узнав историю, истоки, пока ты ещё молодой и педагоги «кормят тебя с ложечки». Намного сложнее доходить до всего самому, откапывать информацию. Однако, как и в любой профессии, связанной с кино, академическое образование бесполезно без практики — понять всё и научиться всему можно только тогда, когда начинаешь работать руками.

Некоторые ошибочно полагают, что мы только одеваем звёзд, «делаем им красиво», а потом покуриваем, развалившись на креслице, и наслаждаемся результатом. Всё совсем не так. Художник по костюмам в первую очередь организатор — надо разобрать сценарий, рассчитать бюджет, составить график, собрать команду, распределить обязанности, головой отвечать за сроки и деньги. Если вы не успели дошить своё, пусть даже невероятно талантливое, платье ко дню съёмок, то оно просто никому больше не будет нужно, и съёмку вы фактически сорвали. На съёмочной площадке костюмерный департамент резко отличается от остальных: если вас сбивает с ног бегущая, взмыленная, запылённая, забрызганная краской и кинокровью барышня, обвешанная булавками и стокилограммовыми клетчатыми сумками, то можете не сомневаться, — это кто-то из костюмного департамента.

Поэтому в первую очередь очень важна организованность, умение организовать других и умение слышать режиссёра. Конечно, художнику по костюмам никак нельзя без терпеливости. Дальше остаётся сплошная романтика — образование, вкус и обязательная любовь к тому, что делаешь.

Художник по костюмам должен научиться смотреть по сторонам. Почему тот или иной человек так одет, что у него  за характер, какая профессия, есть ли семья? В кино костюм — это то, с помощью чего зритель может узнать что-то новое о герое.

Кроме просмотров фильмов и спектаклей, важно рассматривать и анализировать работы других художников. Нельзя ограничивать свои рассуждения о работах коллег краткими замечаниями «мне понравилось» или «мне не понравилось». Необходимо для себя находить объяснения, почему что-то получилось «хорошо», что-то «плохо», а что-то «никак». Найдите своего мастера, у которого сможете учиться. Порой бывает так, что настоящие мастера вовсе не имениты и не титулованы. У них на это всё просто нет времени. Великий мастер Пьеро Този создавал костюмы для фильмов Феллини, Дзефирелли, Висконти, Пазолини, для спектаклей с участием Каллас, а первый свой «Оскар» получил только в этом году, в 86 лет, за жизненные достижения в области кинематографа».

Полностью читать статью здесь: http://www.lookatme.ru/mag/experience/experience-research/197561-kostyumchiki?utm_source=feed&utm_medium=posts&utm_campaign=

Tags: российские художники по костюмам, художники по костюмам
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author