Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

ИСТОРИЯ ФАРТУКА. ЧАСТЬ 2: ОТ ДЕТСКОГО КОСТЮМА ДО МАСОНСКОГО

Продолжаю свой рассказ о фартуке. Начало было здесь.


Интересно, что долгое время полноценный передник был частью детского костюма.



 

1611 г.








Девочки одевались как маленькие женщины: юбка, платье и фартук. Разница заключалась только в минимальном количестве отделок.



 
 1765 г.

 

 Маленьких мальчиков одевали в XVI и XVIII веках как девочек.






Портрет брата с сестрой: внизу сестра Маргарет Гибс и вверху - ее брат Роберт. 1670 г.


 



17th century
 



1710 г.


Поскольку девочек одевали до ХХ века по моде взрослых, то и в XIX веке они носили очаровательные переднички.




1830 г.




детский фартук 1850 г.




1840 г.
 




В XIX веке появился детский фартук рinafore – такой сарафанчик, где есть не только передник, грудка, но и спинка.







 



 
19 век



Из детской повседневной одежды переднички плавно перекочевали в гимназическую и школьную форму.








 
Передники были также неотъемлемой частью униформы сестер милосердия начала ХХ века.




Форма сестер милосердия менялась в разное время в разных общинах, но ношение формы было обязательно по уставу, который гласил: «Одежда сестер должна состоять из: платья коричневого цвета, белого передника с нашитым на груди красным крестом и белой головной косынки…»





«В этой глубоко обдуманной униформе была и торжественность, и отрешенность от светской жизни, которую вело до того большинство сестер, и даже, пожалуй, обреченность», -- так описал форму сестер милосердия, один современник.






Своего рода кружевной фартук носят англиканские епископы и архидиаконы.



Как и гамаши, короткий фартук служит символом мобильности священников, ведь когда-то они ездили верхом, чтобы успеть посетить различные части епархии. В этом смысле, укороченное одеяние было намного более практичнее, чем длинная ряса, а сам фартук защищал одежду от дорожной грязи. В последние годы он носит скорее символический характер.





Католические епископы тоже носят фартук во время Мессы. Называется он «Gremiale».



 Появился этот фартук во времена позднего Средневековья.  Он не имеет никакого символического значения и служит лишь для предотвращения пачкания ризы. Гремиэл, используемый во время епископской Мессы, делают его из шелка и украшают вышитым по центру крестом.  В прежние времена его надевали не только епископы, но и простые священники.


Носили и носят фартуки торговцы и рабочие.



  В Х веке Гильдия мясников взяла для своего щита синий цвет с серебром. Позже мясники стали носить передники непременно синего цвета с белыми полосками, чтобы показать, что они принадлежат к гильдии. К тому же, на такой расцветке плохо видны кровавые пятна. Ширина полосы на фартуке показывала кто был хозяином в лавке, а кто учеником.


Кузнецы также носили фартуки, но, как правило, из тяжелой кожи. Такие фартуки защищали их от пламени и искр в кузнице.




  В 16 – 17 веках цвет передника во всех Гильдиях рабочих был четко регламентирован: например, английские носильщики носили зеленые передники, а каменщики – белые, и белые перчатки, чтобы защитить руки и одежду от извести.
Вот отсюда, от простых каменщиков фартук перешел к каменщикам вольным, т.е. масонам.





Как нам рассказывает Википедия: «Фартук (запон) - один из самых главных символов в идеологии ранних масонов, а также атрибут масонских регалий и ритуальный предмет.




  Изначально это фартук строителя (вольного каменщика) был крайне незатейлив и лишен всяческих украшений. Позже он был заменен на белую овечью шкуру (белый кожаный фартук), каковым и является до сегодняшних дней.





Каждый посвященный в масоны получает фартук, который он должен носить в ложе».




Как рассказывает другой источник, «фартук из кожи белого ягненка – это напоминание об обете целомудрия, в контексте которого чистота и невинность имеют жизненно важное значение».


Tepoxtecatl – древнее божество из Центральной Америки тоже изображался в таком фартуке, как у масонов.

В ритуале первой степени он вручается инициируемому со словами: «Это символ невинности более древний, нежели Золотое Руно или Римский Орёл, более почитаемый, нежели Звезда или любое другое, что может быть даровано вам».




С 1750-х годов масоны начали украшать свои фартуки изображениями, обычно нарисованными собственноручно владельцем. В это время не существовало строгих правил, и каждый член ложи был волен украшать свой фартук так, как он считал нужным. Со временем некоторые рисунки стали более популярными.




Две колонны с буквами – самое популярное в то время изображение.

Ну и хочется вам напомнить, что фартук входит в состав многих национальных костюмов. Например,





чешского




венгерского



и, конечно, нашего народного - русского!



  Передник, запон, занавеска, голянка, засов, нагрудник, нагрудень, фартук, хвартук - это все название одного и того же предмета! В разных губерниях были различные его варианты: с лямками и туникообразные, закрепленные над грудью и на талии, короткие и длинные...









Это прекрасный образец нагрудника, который составлял часть костюма замужней женщины.

Нагрудники имеют очень красивую вышивку. Вы наверняка знаете, что основное значение вышивки на Руси - охранительное. Наши предки считали, что если вышить ворот, манжеты, подол, разрез горловины заклинательными символами, то это не позволит проникнуть злым духам в тело человека.




 
Все эти изображения коней, солнца, птиц - имеют символическое значение. Геометрические орнаменты (ромбы, квадраты) символизировали землю и плодородие, пахотные поля. Изображения птиц - тепло и весну. В пышном оперении пав можно встретить крестики, кружки – знаки, олицетворявшие огонь и солнце. Конь был неотъемлемой частью жизни крестьянина, он символизировал приход весны и начало пахотных работ, а также солнце (алый конь). Плодородие земли крестьянин связывал с образом матери («мать сыра земля»). 




Белый цвет связывался со светом, чистотой, олицетворял женское начало. Красный цвет вышивки – цвет огня, цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира. Красный цвет наделялся защитными свойствами и использовался как оберег.



Вот такая интересная, на мой взгляд, история у столь прозаического предмета одежды, как фартук. Его надевали королевы для своих парадных портретов, его носили дети и кокетливые дамы, школьницы и сестры милосердия, масоны и фараоны... Да всех не перечесть! Думаю, при желании, он может найти место и в вашем гардеробе, как нашел фартучек от "Art.point" в моём :-)
Tags: 17 век, 19 век, Россия, детская одежда, история костюма, кружево
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author