Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

Художник по костюмам Майкл О'Коннор. Платья Джейн Эйр.

Про костюмы к фильму «Джейн Эйр» я хотела написать сразу, как только увидела их фотографии на сайте "Кинопоиск", но потом посмотрела фильм и задумалась: стоит ли писать о прекрасных костюмах, если сама кинокартина не получилась? Тем не менее, где-то внутри меня занозой засело желание рассказать вам об этой работе, за которую Майкл О'Коннор был номинирован на Оскар.


Костюмы Майкла О'Коннора мне всегда напоминают музейные реконструкции, в них нет и намека на то, что они сшиты в век синтетических тканей и пластмассовых пуговиц. При этом, художник в каждом фильме в первую очередь решает сложные драматургические задачи.
Автор поста la_gatta_ciara


Хотя он получил Оскара за «Герцогиню» в 2008 году, О'Коннор признался в интервью: "Думаю, что я больше всего горжусь фильмами "Последний король Шотландии" и "Джейн Эйр".

О'Коннор начинал свою карьеру с должности костюмера  в знаменитом лондонском театре Old Vic (напоминаю, что костюмер - это не художник по костюмам. Костюмеры стирают, чистят, гладят, штопают уже готовые костюмы. Создают же их - художники по костюмам). 
Майкл не сразу стал художником, он прошел все иерархические ступени в этом департаменте, знает как максимально правильно построить процесс изготовления костюмов для большой исторической картины. Наши девушки, помогавшие ему на съемках фильма "Кочевник" восхищались не только его талантом художника, но и талантом организатора. 

Вот еще несколько его фильмов:

- "Орёл Девятого легиона" (2011)
-  "Герцогиня" (2008)
- "Мисс Петтигрю живет одним днем" (2008)
- "Кочевник" (2008)
- "Школьные годы Тома Брауна" (2005)
- "Уоллис и Эдуард" (2005)

Этот рассказ о работе Майкла О'Коннора над костюмами к фильму "Джейн Эйр", собран мною из разных его интервью.



Исполнительница роли Джейн Эйр актриса Миа Васиковска и художник по костюмам Майкл О'Коннор.

Для начала, цитата из высказывания режиссера фильма Фукунаги:

"Книга [Ш. Бронте "Джейн Эйр", по которой был снят этот фильм] была издана в 1847 году, а действие в ней происходило за 10 лет до этого. Проблема в том, что никто из нас не любил одежду 1830-х годов. Женщины в платьях того времени выглядят как открытки - валентинки, с огромными рукавами и треугольными плечами".

 

моды - слева - 1830-х, справа - 1840-х гг.

Вот так, личная антипатия к периоду в моде режиссера меняет стиль фильма. И это частое явление в кинематографе. Художник по костюмам - лицо подневольное, слово режиссера для него - закон.
Автор поста la_gatta_ciara
Получив "вводную" от режиссера, Майкл О'Коннор приступил к работе: "Сначала мы изучили эпоху, разбив всех персонажей на группы. Исследовали одежду женщин, мужчин, детей, слуг и так далее.

После детального исследования я приступил к выбору материалов, которые как можно ближе соответствуют эпохе 1830-х и 1840-х годов. Создание или покупка тканей, которые  правильно отражают время - это трудно, но очень интересно".

В этом фильме очень мало костюмов "из подбора", т.е. взятых в аренду, для этого проекта почти все шили специально.
К счастью, не было недостатка в справочных материалах. Художник исследовал детскую одежду в детском музее в Лондоне, он даже нашел американский веб-сайт, который продает блоки для печати оригинальных узоров 19-го века.

«Один из моих любимых костюмов - когда в конце фильма Джейн возвращается в Торнфилд и носит коричневое платье, которое было сделано из импортного американского хлопка с напечатанным рисунком по подлинному дизайну того времени.



И еще она носит капор, сделанный достаточно ажурно (чтобы придать ему легкость) из сочетания старинной и современной соломки». От себя скажу, что полупрозрачные капоры необходимы в фильме, чтобы не загораживать полностью лицо актрисы и не прятать его в тени шляпки. При этом, в этом нет никакого новодела, на музейных сайтах вы можете встретить много таких головных уборов.


Creation of 2012 Academy nominee Jane Ey 

слева - капор из фильма, справа - подлинный капор из соломки 1848 via The Museum of Fine Arts, Boston

"Подкладка, пуговицы, шитьё - все было полностью нами изучено.  Я всегда говорю: «Есть ли источник где указано, что тогда такое делали?  И если мне говорят: «не знаю», то я говорю, что мы не можем это сделать. Ведь есть так много информации того времени, что нет никакого оправдания, чтобы делать то, чего не было".
Тем не менее, при всем желании, художник не может полностью делать костюмы из тканей и фурнитуры середины XIX века, но Майкл О'Коннор старался, чтобы эта разница не была заметна: "Иногда приходилось применять современные материалы в сочетании с редкими фрагментами старинных тканей и кружев.
Автор поста la_gatta_ciara

Я черпал вдохновение в картинах художников того времени, включая Энгра,



Слева: Jean Auguste Dominique Ingres. Portrait of Madame Frederic Reiset, born Augustine Modeste Hortense Reiset, and Her Daughter Therese Hortense Marie. 1844. Справа: кадр из фильма.

Винтерхальтера

 

Franz Xaver Winterhalter. Portrait of Queen Victoria 1842

 и Мэри Эллен Бэст,



 также, из работ ранних викторианских фотографов, таких как Роберт Адамсон.

NPG P6(124); Elizabeth (nÈe Rigby), Lady Eastlake 

 Я изучал подлинные костюмы, что очень вдохновляет.

  

Dress, ca. 1843, wool, silk http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/80096815?rpp=20&pg=1&ft=1840%27s+pointed+bodice+&pos=5



Afternoon Dress 1848



Silk and taffeta dress 1849, British


Мы просчитали сколько нужно костюмов и их дублей для дождливой погоды, трюковых сцен и т. д. каждому персонажу, а также их метраж. 

 

эскизы платьев Джейн Майкла О'Коннора.

Приятной задачей было продумать, чтобы цвет и объем каждого костюма работал на характер героев, а также, на контрасте, или гармонично с костюмами других персонажей. Автор поста la_gatta_ciara

Характер Джейн, передан костюмами, которые сначала имеют темно-серый цвет, потом серый бледнеет и в конечном счете, уходит из ее гаммы.

 

Есть прекрасные моменты в фильме, когда она входит в комнату, и вы можете видеть, что Джейн имеет свой стиль и что она по-своему элегантна. Таким образом, было сложно подобрать материалы, чтобы героиня не выглядела слишком непривлекательной и неряшливой. Она не часто меняется, поэтому при выборе тканей и формы для Джейн, мы хотели убедиться, что все правильно, что мы не зашли слишком далеко, что она выглядит просто, но изысканно".



Именно это меня и подкупило в фильме: наполнить такую простую и скучную форму, да еще лишенную выразительности из-за монохронной гаммы, изяществом кроя и отделки - это просто высший пилотаж. Проще всего сделать что-то яркое и объемное, утыканное цветочками и блесточками, ведь за всем этим изобилием можно спрятать любые огрехи шитья. А вот балансировать на грани простоты и не скатиться в уныние, это сложно.  Рассмотрите подробно каждый костюм на фото: защипы, косые детали, скромные, но изящные банты, нежные воротнички, прелестные митенки и элегантные шляпки, шали и броши - все это оживляет, одушевляет, наполняет своей предметной средой образ Джейн.Автор поста la_gatta_ciara





Аутентичность аутентичностью, но кино - это актеры, режиссер, словом, живые люди, которым художник обязан идти навстречу: "Мы немного укоротили платья, - продолжает свой рассказ Майкл О'Коннор, - чтобы Мии было легче передвигаться.



Но во многих других вопросах художник по костюмам был бескомпромисен: «Отдельной трудоемкой частью туалета было белье героини. На экране, естественно, видно только платье, под которым на Мии были панталоны и рейтузы, всё – ручной работы. Далее шли три плиссированные нижние юбки, для большей достоверности опять же сшитые вручную. Я хотел иметь свободу, чтобы режиссер мог снимать Джейн в любой момент ее раздевания.  [Без] этих элементов, вы теряете дополнительный уровень реальности» (источник)

Корсет героини был изготовлен по старинным лекалам и технологиям. «Я и раньше надевала корсет, - рассказывала Миа, - но этот был уж очень… тесный. Я даже не могла в нем нормально есть! Тем не менее именно его теснота помогла мне сыграть свою роль и хорошенько прочувствовать ту степень подавления, которой подвергались женщины в то время. Когда совершаешь в корсете долгие прогулки, а тем более бежишь, то практически не можешь дышать. А еще, к моему огромному удивлению, оказалось, что, несмотря на то, сколько материи пошло на все эти платья, они почти не греют».Автор поста la_gatta_ciara

«Ну, я не думаю, что многие женщины сегодня хотят носить корсет в своей повседневной жизни, - говорит Майкл О'Коннор, - но Миа должна была это делать для того, чтобы получился правильный силуэт. Тем более, Миа молодец, потому что она терпела все это каждый день без единой жалобы».

Особенно интересной задачей для художника было придумать для Джейн свадебное платье. "Нужно было сделать его простым. Рочестер всегда пытается купить ей вещи, которые она отвергает, потому что они не соответствуют ее характеру". 
Автор поста la_gatta_ciara
 

Кадр из фильма и музейный свадебный капор 1845 г. http://collections.vam.ac.uk/item/O166840/wedding-bonnet-unknown/#

 

эскиз художника по костюмам и свадебное фото 1840-х гг.





Только этими несколькими платьями работа художника по костюмам в картине, конечно, не ограничивается. В фильме есть масса других персонажей. Но вы пока рассматривайте костюмы героини, а совсем скоро мы вернемся к этому фильму и поговорим о костюме мистера Рочестера, в том числе, о его нижнем белье.

2012 Oscar® Costume Design Award Nominated Costume Designs


Полное или частичное цитирование статей моего блога разрешается только при наличии ссылки на источник.


Фото с выставки в Лос-Анжелесе

http://hollywoodmoviecostumesandprops.blogspot.com/2011/03/mia-wasikowskas-jane-eyre-movie-costume.html

http://hollywoodmoviecostumesandprops.blogspot.com/2011/02/jane-eyre-wedding-movie-costumes-on.html

http://hollywoodmoviecostumesandprops.blogspot.com/2011/03/original-costumes-from-jane-eyre-on.html

Еще фото, с выставки в Великобритании:

http://photographic-memory.me/2011/10/29/jane-eyre-costumes-exhibition/




Ссылки:

http://en.wikipedia.org/wiki/Michael_O'Connor_(costume_designer)

http://www.mydaily.co.uk/2011/09/07/jane-eyre-behind-the-scenes-costume-department/

http://www.vanityfair.com/online/oscars/2011/03/the-costumes-of-jane-eyre

http://www.stylelist.com/2012/02/22/michael-oconnor-jane-eyre_n_1292229.html

мода 1840-х http://omgthatdress.tumblr.com/tagged/1840s

Tags: 19 век, Майкл О'Коннор, Оскар, голливудские художники по костюмам, художники по костюмам
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author