Ирина Жигмунд (la_gatta_ciara) wrote,
Ирина Жигмунд
la_gatta_ciara

ФИЛЬМ Ф. ДЗЕФФИРЕЛЛИ "ЧАЙ С МУССОЛИНИ". ВЗГЛЯД НА ПЕРСОНАЖЕЙ ЧЕРЕЗ МОДУ 1920-х И 1930-х. ЧАСТЬ 1

Трудно сказать, сколько раз я смотрела фильм «Чай с Муссолини».
Конечно, что скрывать?, я не равнодушна к творчеству чудесного флорентийца Франко Дзеффирелли , но какие-то его картины мне нравятся больше, какие-то меньше.
"Чай с Муссолини" автобиографичен. Режиссер вложил в него так много личного, глубоко эмоционального, весь фильм просто пронизан любовью к родному городу, к своей матери, которую он так мало знал, к людям, которые не бросили его в трудную минуту и научили понимать красоту. И все эти искренние моменты делают картину трогательной и нежной.  

ФЛОРЕНЦИЯ


Ну и потом, действие фильма происходит в обожаемой мною Флоренции. Она тоже персонаж этого фильма.  



фото моё



Флоренция, ты ирис нежный;
По ком томился я один
Любовью длинной, безнадежной,
Весь день в пыли твоих Кашин?
О, сладко вспомнить безнадежность:
Мечтать и жить в твоей глуши;
Уйти в твой древний зной и в нежность
Своей стареющей души…
Но суждено нам разлучиться,
И через дальние края
Твой дымный ирис будет сниться,
Как юность ранняя моя.
Александр Блок, «Флоренция»    

Помимо А. Блока, мою любовь к Флоренции разделяли другие известные русские: Чайковский, Достоевский, Тарковский. О русских во Флоренции можно почитать здесь  
Тем не менее, не раз приходилось слышать, как русские туристы называют Флоренцию «каменным мешком», видимо, из-за плотности застройки и практически отсутствия деревьев на правом берегу Арно. Мне искренне жаль этих людей, невосприимчивых к красоте и культуре. Духовно слепые, они не в состоянии прочувствовать ту особенную атмосферу, которая присуща этому городу. Флоренция, с её ренессансными зданиями, бесконечными музеями и невероятной аурой не всем дарит свою любовь и расположение.




фото моё

Конечно, дело вкуса, но я замечала, что людей понимающих искусство она не оставляла равнодушными. В связи с этим, мне вспоминается Ф. Раневская: некто, увидев известную картину итальянского живописца (в разных источниках пишут по - разному, в одних - "Джоконду", в других - "Секстинскую капеллу"), небрежно сказал, что прославленная картина не произвела на него впечатления, на что Фаина Георгиевна ответила: «Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет».




скрины тоже мои, качество не очень, но лучше в сети не нашлось, извините!


Дзеффирелли не скрывает своей любви к родному городу и Тоскане. Он откровенно любуется ими. Яркое синее итальянское небо, залитый беспощадным летним солнцем нарядный мрамор соборов Санта Марии дель Фьоре и Санта Кроче, шумная жизнь флорентийских кофеен. Хочется все бросить и поехать туда немедленно! Всегда удивляюсь этому городу, он совсем не похож на старый пыльный музейный экспонат, в нем всегда кипит жизнь, он невероятно молод и современен!




Тем ужаснее видеть кадры из фильма, где фашисты идут по площади Синьории или выбрасывают картины из Галереи Уффицци. А ведь Флоренция настолько уникальна, что даже союзники договорились с фашистами не бомбить этот город. Говорят, Гитлер лично приказал оставить в неприкосновенности мост Понте Веккьо, к нему лишь заминировали подходы.

Остальные мосты в городе были взорваны (я писала об этом здесь ,а про "любовь" Гитлера к Флоренции здесь ). Не думайте, что если фашизм зародился в Италии, то это уберегло от варварских бомбежек все другие итальянские города - одна только история бомбардировки Пизы чего стоит! Что не взорвали фашисты, то уничтожили союзники.

Слава Богу, осталась цела и невредима Галерея Уффици. Дзеффирелли один из немногих режиссеров, кому разрешили снимать внутри этого известного музея (съёмки проходили в выходной день). Случай исключительный.





И еще. В фильме очень точно и красиво решены образы героев. Художники по костюмам: Анна Анни (Anna Anni), Дженни Биван (Jenny Beavan) (про нее я писала в посте про костюмы к "Шерлоку Холмсу"), Альберто Спиацци (Alberto Spiazzi) получили номинацию на премию BAFTA за лучший костюм. Шили и брали костюмы в знаменитом ателье Тирелли, о котором я уже рассказывала.

Итак, герои фильма и их стиль.


ЭЛЬЗА МОРГЕНТАЛЬ ШТРАУСС – АРМИСТАН – ГЛАМУРНЫЙ ШИК 30-Х

Самый эффектный, запоминающийся образ в фильме – безусловно, Эльза Моргенталь Штраусс-Армистан в исполнении Шер. Богатая американка, бывшая артистка из бродвейского шоу «Девочки Зигфилда»(«Ziegfeld Girls»), удачно вышедшая (и не раз) замуж и обожающая искусство.
То, что героиня Шер – бывшая «девочка Зигфилда», очень важно для понимания характера и образа.

Зигфилд придумал и воплотил в жизнь роскошное шоу, в котором на фоне невероятно красивых девушек, одетых в великолепные костюмы, исполнялись сольные музыкальные номера.





Наряды для этого шоу делали Эртэ 




Эскиз костюма Эртэ для шоу

и леди Дафф Гордон , которую часто называли просто Люси. Она известна еще тем, что спаслась с мужем с утонувшего «Титаника», за это она попала в фильм Джеймса Камерона.






справа кадр из фильма "Титаник", слева - прототип, леди Люси




Фото танцовщицы в платье Люси

Девушки Зигфилда были так прекрасны, что зрители приходили на представления большей частью из-за них. Красавицы не страдали от излишних комплексов, часто и с удовольствием позировали обнаженными для фото.




Известная фотосессия «Девушки Зигфилда». Еще фото можно посмотреть
здесь


Многие из них стали звездами эстрады и немого кино (Луиза Брукс, Полетт Годдар и другие), а некоторые просто удачно вышли замуж. За миллионеров. Вот и миссис Штраусс-Армистан была такой «девушкой Зигфилда», вышедшей замуж за миллионера. Когда-то она была клиенткой матери Луки, про которую скажет: «И шила она не хуже Скиаппарелли, а, скорее, даже лучше!». Во Флоренцию Эльза приехала отчасти для того, чтобы обновить свой гардероб. Героиня Шер похожа на голливудскую диву 40-х годов – роскошную, холеную, экстравагантную.


On the Set of the Film <Tea with Mussolini>




Её наряды сразу вызывают ассоциации с работами известных кутюрье того времени. Хотя в фильме нет прямого цитирования, но их фирменный стиль вполне узнаваем. Например, при первом своем появлении она одета в костюм по стилю напоминающий модели уже упомянутой выше Скиаппарелли.



фото из фильма


Стиль Скиаппарелли – вызывающий, шокирующий, эпатажный. В этом костюме – это необычная шляпка, напоминающая работы Пикассо.





Конец 30-х и 40-е года прошлого века – были эпохой модисток. Какие невероятные шляпки они только не изобретали! Самые шокирующие делала как раз Эльза Скиаппарелли.






Две самые известные шляпки от Скиаппарелли - в виде перчаток, лежащих на стожке и в виде туфли.


Но и другие модистки старались произвести впечатление на своих клиенток. Они экспериментировали над формами и фасонами. Были и квадратные шляпки, хотя и не такие изящные как у героини Шер.




1934 год



начало 40-х гг

Модный силуэт в женской одежде того времени (а речь идет о 1935 г) – это длинная гибкая, струящаяся линия. Для придания «текучей» линии платью, их кроили по косой.





Лучше всего такие модели смотрелись на худых, высоких женщинах с андрогинными телами. Под такой тип подходила фигура Уоллис Симпсон.
 

 

Фото У. Симпсон в костюме от Э. Скиаппарелли и фото из фильма


Шер, безусловно, имеет превосходную фигуру и на ней чудесно смотрятся наряды той поры. Этот костюм имеет очевидное сходство с костюмом У. Симпсон, созданный для нее Скиаппарелли. Миссис Симпсон была постоянной клиенткой дизайнера, для нее та сшила знаменитое «Платье с лобстером». Рисунок для платья придумал Дали, привнеся в него эротический контекст о котором будущая герцогиня Виндзорская даже не догадывалась.





Такой намек на миссис Симпсон не случаен. Есть нечто похожее в истории жизни Эльзы Моргенталь Штраусс-Армистан и американки Уоллис Симпсон, из-за женитьбы на которой английский король Эдуард VIII отрекся от престола. Что и сказать, репутация у американок в то время, да еще в глазах англичанок, была ужасная. Поэтому можно понять героиню Мэгги Смит — Леди Хестер Рэндом, вдову британского посла, которая при виде Эльзы шипела, как кобра. Наряд Шер дополняют модные в то время аксессуары – шляпка с вуалеткой, перчатки и жемчуг.


 

Шер в роли Эльзы



Model in Black Toque by Worth 

Вуалетку носили девушки, дивы и дамы в годах. Глядя на это фото вспоминается Ф. Раневская в фильме «Весна»:




«Красота – это страшная сила!»

Перчатки были важной деталью женского гардероба 1920 – 1940 гг. С костюмами и летними платьями носили недлинные перчатки с широким раструбом.


 

 Вернемся к Эльзе, героине Шер. Некоторые ее наряды стилизованы под Шанель. Самая характерная деталь, присущая стилю Шанель – длинные жемчужные ожерелья.


Cher on Movie Set of <Tea with Mussolini>


 «Жемчуг всегда прав», - говорила Шанель и теперь трудно представить респектабельную даму без хотя бы скромной нитки натурального жемчуга.


кадр из фильма


Коко обожала широкие свободные брюки и черно – белое сочетание в одежде.


Cher on Movie Set of <Tea with Mussolini> 


кадр из фильма и фото Шанель 1930 г.


Ну и невозможно представить гардероб «от Шанель» без костюма из букле.


 

On the Set of the Film <Tea with Mussolini>

  Вспоминается снова Уоллис Симпсон с ее любовью к драгоценностям и гламуру. Наряды героини Шер тоже роскошны, хотя чуть-чуть гротескны. Через это едва видное преувеличение нам дают понять, что перед нами яркая, артистичная, богатая американка. Звезда.




 кадр из фильма





Что касается цветовой гаммы Эльзы, то почти весь её гардероб монохронен, в нем преобладают черные и белые цвета. Первый раз мы ее видим, практически, в белом костюме, а последний – в черном.
По мере того, как фашизм укрепляется в Италии, а соответственно, нагнетается обстановка в фильме, в ее костюмах становится все больше черного цвета, в конце концов, полностью вытесняя белый.
Остальные персонажи решены тоже очень интересно. Но о них я расскажу в следующем посте.
Tags: 1930, 1940, А. Анни, Виндзорские, Д. Бивен, Дзеффирелли, Дома мод, Италия, Флоренция, голливудские художники по костюмам, любимое, художники по костюмам
Comments for this post were disabled by the author